Хімічна технологія

Тема 14 Переробка рідкого пального

Переработка жидкого топлива


Ключові терміни:

вторичная нефтепереработка, детонация, консистентные смазки, котельные топлива, моторные топлива, нефть, обессоливание и обезвоживание нефти, октановое число, первичная переработка нефти, реактивное топливо, смазочные масла, стабилизация нефти, цетановое число

К жидким химическим топливам относятся нефть и продукты ее переработки (нефтепродукты), а также продукты гидри¬рования твердого топлива. В настоящее время практическое значение имеют только нефтепродукты, для производства ко¬торых сырьем является нефть.

 

14.1       Нефть, ее происхождение и состав

Нефть - жидкое ископаемое топливо, распрост­раненное в осадочной оболочке литосферы Земли. Свое назва­ние нефть получила от персидского слова «нафта» — вытекаю­щая, просачивающаяся.

В настоящее время общепринята теория органического (био­генного) происхождения нефти, согласно которой она образо­валась в результате воздействия бактериального и геологичес­ких факторов на останки низших животных и растительных организмов, обитавших в толще воды (планктон) и на дне водо­емов (бентос). В верхних слоях осадочных пород этот захоро­ненный органический материал подвергался воздействию кис­лорода и бактерий и разлагался с образованием газов (оксид углерода, азот, аммиак, метан и др.) и растворимых в воде жид­ких продуктов.

В дальнейшем, по мере погружения на глубину 1,5—3 км в толщу осадочных пород, органические вещества нерастворимо­го остатка разложения подвергались в течение миллионов лет уже в восстановительной атмосфере действию высоких (120— 2000С) температур и давлений (10—30 МПа) и каталитическо­му воздействию окружающих пород (алюмосиликаты глин). На этой стадии в результате термических и термохимических про­цессов липиды органического остатка (жиры, масла, воска) превращались в смесь углеводородов, составляющих нефть.

Большинство нефтей представляют маслянистые жидкости от темно-коричневого до темно-бурого цвета, который зависит от содержания в них окрашенных смолистых веществ. Плотность нефтей составляет 0,82—0,90 т/м3, температура затвер­девания лежит в пределах от - 20°С до +20°С. Вязкость нефтей значительно выше вязкости воды. Элементный состав нефтей колеблется в очень незначительных пределах: углерод 84—87% , водород 12—14% , сера 0,1 — 5% , кислород и азот (в сум­ме) до 1,0%.

В нефти различают углеводородную часть, неуглеводород­ную часть и минеральные примеси. Углеводородная часть не­фти представляет собой раствор газообразных и твердых угле­водородов в смеси жидких углеводородов различной природы и сложности. В низкомолекулярной части нефти, перегоняю­щейся до 350°С, содержатся вещества с молекулярной массой не более 250—300, а именно: алканы, моно-, би- и трициклические нафтены, моно- и бициклические ароматические угле­водороды, углеводороды смешанного строения. В состав вы­сокомолекулярной части нефти, перегоняющейся выше 350°С, входят вещества с молекулярной массой от 300 до 1000 — высокомолекулярные алканы, моно- и полицикли­ческие нафтены с боковыми цепями, ароматические угле­водороды с боковыми цепями, конденсированные много­ядерные соединения и полициклические углеводороды сме­шанного строения.

В зависимости от того, углеводороды какого класса преобла­дают в составе нефти, они подразделяются на парафиновые, парафино-нафтеновые, нафтеновые, парафино-нафтено-ароматические, нафтено-ароматические, ароматические. Наиболее распространены нефти так называемого смешанного состава, в которых нельзя выделить определенный класс углеводородов. В соответствии с технологической классификацией нефти под­разделяются на группы по выходу фракций, выкипающих до 350° С, по потенциальному содержанию масел, по содержанию парафина и др.

В неуглеводородную часть нефти входят разнообразные кис­лородные (фенолы, нафтеновые кислоты, гетероциклы), азоти­стые (производные пиридина и хинолина, амины) и сернистые (тиофен, тиоспирты и тиоэфиры) соединения. По содержанию серы нефти делятся на:

Основная масса всех этих соединений концентрируется в высокомолекулярной части нефти.

Минеральные примеси в нефти составляют различные соли, перешедшие в нее из пластовых вод, механические примеси песка и глины и эмульгированная вода. В нефтях в весьма ма­лых количествах содержатся такие элементы, как ванадий, ни­кель, железо, титан, германий и др.

В природе нефть находится в виде нефтяных залежей, так называемых ловушек, образовавшихся в результате движения нефти и газа по пористым пластам породы под воздействием гравитационного и тектонического факторов. При достаточно большом объеме этих залежей они называются нефтяными ме­сторождениями. В большинстве случаев нефтяные залежи рас­положены на глубине от 900 до 2300 м.

Мировые разведанные запасы нефти оцениваются в 90 - 95 млрд т, прогнозируемые ресурсы составляют 250 - 270 млрд т. Распределение нефтяных месторождений по пла­нете неравномерно. Наиболее крупные из них сосредоточены в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Венесуэле, Алжире, Ира­не, Ливии и США, Российской Федерации.

В зависимости от условий залегания и давления в нефтеносном пласте методы извлечения нефти из пробуренных скважин делятся на фонтанный, компрессионный и глубинно-насосный. При высоком давлении нефть поступает из недр земли под соб­ственным давлением и через запорную аппаратуру направля­ется в сборные емкости (фонтанный метод). При малом давле­нии нефть извлекают методом газлифта путем накачивания в кольцевое пространство между трубами природного газа под давлением до 5 МПа. В скважине газ смешивается с нефтью, уменьшает ее вязкость и «транспортирует» ее на поверхность (компрессионный метод). При глубоком залегании нефти и низ­ком давлении в пластах нефть извлекают с помощью поршне­вого насоса, опущенного в скважину, и приводимого в движе­ние балансирным станком-качалкой, который обеспечивает возвратно-поступательное движение плунжера насоса.

При современном уровне техники и технологии добычи из нефтяных пластов извлекается лишь около 50% содержащей­ся в них нефти. Увеличение нефтеотдачи пластов до 80—90% может быть достигнуто тепловым воздействием на пласты (за­качивание в скважину горячей воды, прогрев пласта сжигани­ем нефти), введением в скважину ПАВ, гидравлическим раз­рывом пласта и другими интенсифицирующими извлечение нефти из недр методами.

 

14.2      Нефтепродукты

В настоящее время вся извлекаемая из недр нефть подверга­ется переработке с целью получения из нее разнообразных неф­тепродуктов, которые используют как в качестве целевых про­дуктов, так и в качестве сырья для дальнейшей переработки. Все нефтепродукты можно разделить на следующие группы.

  1.   Моторные топлива, в том числе:
    • карбюраторное для поршневых двигателей с зажиганием­ от электрической искры (автомобильные и тракторные бен­зины);
    • дизельное для поршневых дизельных двигателей с воспла­менением от сжатия (дизельное топливо).
  2. Котельные топлива для топок паровых котлов, генера­торных установок, металлургических печей (мазут, гудрон).
  3. Реактивное топливо для авиационных реактивных и га­зотурбинных двигателей (авиакеросины).
  4. Смазочные масла для смазки трущихся деталей машин с
    целью уменьшения трения и отвода тепла (моторное, индустриальное, турбинное, компрессионное, цилиндровое масла).
  5. Консистентные смазки для уменьшения трения между деталями, защиты от коррозии, герметизации соединений, со­держащие загустители (мыла, церезин, силикаты).
  6. Продукты, используемые для нефтехимического синтеза (мазут, широкая фракция и др.).

Нефтепродукты, используемые в качестве топлив и смазоч­ных материалов, должны удовлетворять определенным требо­ваниям. Так, основными эксплуатационными характеристика­ми нефтяных смазочных масел являются вязкость, вязкостно-температурные свойства, маслянистость, подвижность при низ­ких температурах, химическая стабильность, защитные свой­ства. К аналогичным характеристикам топлив для двигателей внутреннего сгорания относятся детонационная стойкость, фракционный состав, химическая стабильность, антикоррозионные свойства, а для дизельных топлив также вязкость, тем­пература застывания и коксуемость. Важнейшей характерис­тикой моторных топлив является их устойчивость к детона­ции — детонационная стойкость.

Детонация - особый ненормальный режим сго­рания топлива в двигателе, при котором часть топливной сме­си, находящаяся перед фронтом пламени, воспламеняется мгно­венно, в результате чего скорость распространения пламени до­стигает 1500—2500 м/с. Это приводит к резкому скачкообраз­ному возрастанию давления в цилиндре и возникновению удар­ной детонационной волны. На режиме детонации мощность дви­гателя падает, расход топлива увеличивается и ускоряется из­нос деталей.

Мерой детонационной стойкости для карбюраторных двига­телей является октановое, а для дизельных двигателей -  цетановое числа. В основе их определения лежит принцип сравнения испытуемого топлива со смесями эталонных топлив.

Октановое число (ОЧ) -   условная единица из­мерения детонационной стойкости, численно равная содержа­нию в объемных процентах изооктана (2,2,4-триметилпентана) в смеси с н-гептаном, которая детонирует при той же степени сжатия в цилиндре карбюраторного двигателя, что и топ­ливо.

При этом октановое число изооктана СН3-С(СН3)2–СН2-СН(СН3)-СН3 принимается равным 100, а н-гептана СН3-(СН2)5-СН3 равным 0.

Октановое число зависит от класса, молекулярной массы и строения углеводорода, как это видно из нижеприведенных данных.

Октановое число повышается с увеличением молярной мас­сы:

         С2Н6                С4Н10              С6Н14              С7Н16;

            0                        26                   93                   125

степени разветвленности углеродной цепи:
 

     СНз-(СН2)5-СНз                                            0

СН3-С(СНз)2-СН2-СН2-СНз                   89

СН3-С(СНз)2-СН(СНз)-СН3                                104

и при переходе от алканов к алкенам, нафтенам и ароматичес­ким углеводородам с одинаковым числом углеродных атомов:

      С6Н14           С6Н12            цикло-С6Н12          С6Н6

        26                 63                    77                     106   .

Цетановое число - (ЦТ) условная единица из­мерения детонационной стойкости, численно равная содержа­нию в объемных процентах цетана (гексадекана) в смеси с α-метилнафталином, которая детонирует при той же степени сжа­тия в цилиндре дизеля, что и топливо.

При этом цетановое число цетана С16Н34 принимается рав­ным 100, а α-метилнафталина α-С10Н7-СН3 равным нулю.

 

14.3      Общая схема переработки нефти

В общем случае переработка нефти на нефтепродукты вклю­чает ее подготовку и процессы первичной и вторичной перера­ботки.

Подготовка извлеченной из недр нефти ставит целью удале­ние из нее механических примесей, растворенных солей и воды и стабилизацию по составу. Эти операции проводят как непос­редственно на нефтяных промыслах, так и на нефтеперераба­тывающих заводах.

Первичная переработка нефти (первичные процессы) зак­лючается в разделении ее на отдельные фракции (дистилляты), каждая из которых представляет смесь углеводородов. Первич­ная переработка является физическим процессом и не затраги­вает химической природы и строения содержащихся в нефти соединений. Важнейшим из первичных процессов является прямая гонка нефти.

Вторичная нефтепереработка (вторичные процессы) пред­ставляет собой разнообразные процессы переработки нефтепро­дуктов, полученных методом прямой гонки. Эти процессы сопровождаются деструктивными превращениями содержащих­ся в нефтепродуктах углеводородов и изменением их природы, то есть являются химическими процессами.

Вторичные процессы нефтепереработки весьма многообраз­ны. Они подразделяются:

  1. по назначению на:
    • процессы, проводимые с целью повышения выхода легко-
      кипящих фракций за счет высококипящих (крекинг);
    • процессы, проводимые с целью изменения углеводородного состава сырья (риформинг);
    • процессы синтеза индивидуальных углеводородов (алкилирование);
    • процессы удаления из нефтепродуктов примесей (гидро­очистка);
  2. по условиям протекания на:
    • термические процессы, протекающие под воздействием высоких температур и давлений;
    • каталитические процессы, протекающие под воздействи­ем высоких температур в присутствии катализаторов;
  3. по состоянию перерабатываемого сырья на:
    • процессы в жидкой фазе;
    • процессы в паровой фазе.

Важнейшими из вторичных процессов является термичес­кий и каталитический крекинг, риформинг, алкилирование, коксование и гидроочистка нефтепродуктов. На рис. 14.1 пред­ставлена общая схема переработки нефти и нефтепродуктов.

 

14.4      Подготовка нефти к переработке

Извлеченная из скважин сырая нефть содержит попутные газы (50—100 м3/т), пластовую воду (200—300 кг/т) и раство­ренные в воде минеральные соли (10—15 кг/т), которые отри­цательно сказываются на транспортировке, хранении и после­дующей переработке ее. Поэтому подготовка нефти к перера­ботке обязательно включает следующие операции:

Рис. 14.1 - Общая схема переработки нефти

На крупных месторождениях нефти эти операции объедине­ны в единую систему, включающую сбор, транспортировку и обработку нефти, газа и воды. На рис. 14.2 представлена подоб­ная система.           

Сырая нефть из скважин 1 под собственным давлением на­правляется к групповым замерным установкам (ГЗУ) 2, в кото­рых нефтяной газ отделяется от жидкости и замеряются коли­чества этих продуктов. Затем газ вновь смешивается с нефтью и водой и полученная смесь подается по коллектору (длиной до 8 км) 3 в дожимную насосную станцию 4, где газ отделяется от нефти. Газ поступает на газоперерабатывающий завод (ГПЗ) 5, а частично дегазированная нефть направляется на установку подготовки нефти (УПН) 6. На УПН проводятся операции окон­чательной дегазации, обессоливания и обезвоживания нефти. Газ далее направляется на ГПЗ, а вода — на установку очистки 7. Очищенная вода закачивается насосами 8 в нефтяной пласт через нагнетательные скважины 9. Обессоленная и обезвожен­ная нефть из УПН поступает в герметизированные резервуары

Рис. 14.2 - Схема сбора нефти, газа и воды на нефтяных промыслах

1—скважины, 2 — групповая замерная установка, 3 — коллектор, 4 — дожимная насосная станция, 5 — газоперерабатывающий завод, 6 — установка подготовки нефти, 7 — установка очистки воды, 8 — насосы, 9 — нагнетательные скважины, 10 — герметизированные резервуары, 11 — установка «Рубин», 12 — товарные резервуары, 13 – магистральный нефтепровод.

10, из которых насосами перекачивается в установку «Рубин»

для определения качества и количества нефти. При удовлет­ворительном результате нефть подается в товарные резервуары

11 и из них в магистральный нефтепровод 13, транспортирую­щий нефть на нефтеперерабатывающие заводы. При неудовлет­ворительном качестве подготовки нефти она возвращается из установки «Рубин» в УПН.

В настоящее время разрабатываются методы магистральной транспортировки газонасыщенных нефтей, то есть доставки потребителю нефти и газа по одному трубопроводу. Это позво­ляет уменьшить расход энергии на перекачку продукта за счет снижения его вязкости и более полно утилизировать попутные нефтяные газы.

Стабилизация нефти. Сырая нефть содержит значительное количество растворенных в ней легких углеводородов C1—С4. При транспортировке и хранении нефти они могут выделять­ся, вследствие чего состав нефти будет меняться. Чтобы избе­жать потери газа и вместе с ним легких бензиновых фракций и предотвратить загрязнение атмосферы, эти продукты должны быть извлечены из нефти до ее переработки. Подобный процесс выделения легких углеводородов из нефти в виде попутного газа называется стабилизацией нефти. В зависимости от условий стабилизацию нефти осуществляют методом сепарации непос­редственно в районе ее добычи на замерных установках, дожимных станциях и УПН (рис.14.2), или на газоперерабатывающих заводах (рис. 14.3).

В первом случае попутный газ отделяют от нефти многосту­пенчатой сепарацией в сепараторах-газоотделителях (траппах), в которых последовательно снижаются давление и скорость по­тока нефти. В результате происходит десорбция газов, совмест­но с которыми удаляются и затем конденсируются летучие жид­кие углеводороды, образуя «газовый конденсат». При сепарационном методе стабилизации в нефти остается до 2% углево­дородов состава C1—C4.

Обессоливание и обезвоживание нефти. Удаление из нефти солей и воды происходит на промысловых установках подготов­ки нефти и непосредственно на нефтеперерабатывающих заво­дах (НПЗ).

В обоих случаях процессы обессоливания и обезвоживания нефти связаны с необходимостью разрушения эмульсий, кото­рые образует с нефтью вода. При этом на промыслах разруша­ются эмульсии естественного происхождения, образовавшиеся в процессе добычи нефти, а на заводе — искусственные эмульсии, полученные при многократной промывке нефти водой для удаления из нее солей. После обработки содержание воды и хло­ридов металлов в нефти снижается на первой стадии до 0,5— 1,0% и 100—1800 мг/л соответственно, и на второй стадии до 0,05—0,1% и 3—5 мг/л.

Для разрушения нефтяных эмульсий используются механи­ческие (отстаивание), термические (нагревание), химические и электрические методы. При химическом методе обезвоживания нагретую нефтяную эмульсию обрабатывают деэмульгаторами. В качестве последних используются различные неиногенные ПАВ типа защитных коллоидов: оксиэтилированные жирные кислоты, метил- и карбоксиметилцеллюлоза, лигносульфоновые кислоты и др. Наиболее эффективное удаление солей и воды достигается при электротермохимическом методе обессоливания, в котором сочетаются термохимическое отстаивание и раз­рушение эмульсии в электрическом поле.

Установки электротермохимического удаления солей и воды, или электрообессоливающие установки (ЭЛОУ), исполь­зуются как на промыслах, так и на нефтеперегонных заводах. В этом методе разрушение нефтяной эмульсии происходит в ап­паратах — электродегидрататорах под воздействием перемен­ного тока напряжением 30—45 кВ, что вызывает передвижение и слипание капель воды, содержащих соли, и ее отделение от нефти. На рис. 14.3 представлена принципиальная схема ЭЛОУ.

Нефть из сырьевого резервуара 1 с добавками деэмульгатора и слабого щелочного или содового раствора проходит через теп­лообменник 2, подогревается в подогревателе 3 и поступает в смеситель 4, в котором к нефти добавляется вода. Образовав­шаяся эмульсия последовательно проходит электродегидрата-торы 5 и 6, в которых от нефти отделяется основная масса воды и растворенных в ней солей, вследствие чего содержание их сни­жается в 8—10 раз. Обессоленная нефть проходит теплообмен­ник 2 и после охлаждения в холодильнике 7 поступает в сбор­ник 8. Отделившаяся в электродегидрататорах вода отстаива­ется в нефтеотделителе 9 и направляется на очистку, а отделив­шаяся нефть присоединяется к нефти, подаваемой в ЭЛОУ.

Обессоливание и обезвоживание нефти увеличивает сроки межремонтной работы установок гонки нефти и снижает рас­ход тепла, а также уменьшает расход реагентов и катализато­ров в процессах вторичной переработки нефтепродуктов.                                                                                                                                                                                                        

 

 
 

Обессоленная нефть

 

Сырая нефть

 

Рис. 14.3 - Принципиальная схема ЭЛОУ:

 

1 — резервуар нефти, 2 — теплообменник, 3 — подогреватель, 4 — смеситель, 5 — электродегидрататор I ступени, 6 — электродегидрататор II ступени, 7 — холодильник, 8 — сборник обессоленной нефти, 9 — нефтеотделитель

 

14.5      Первичная перегонка нефти

Первичная перегонка нефти (прямая гонка) — процесс пере­работки нефти, основанный на разделении смеси составляющих ее углеводородов методом фракционной разгонки (ректифика­ции) на отдельные дистилляты (фракции) с определенными интервалами температур кипения. Прямой гонке подвергается вся добываемая нефть. В соответствии с назначением получае­мых дистиллятов различают три варианта прямой гонки:

Процесс прямой гонки проводится в установках трубчатого типа (название — по названию трубчатых печей), которые вклю­чают трубчатые печи различного типа, ректификационные и отпарные колонны, теплообменники и холодильники. В зави­симости от глубины переработки нефти установки прямой гон­ки делятся на:

Продуктами прямой гонки на установках AT являются мо­торные топлива (бензин, авиационный керосин), дизельное топ­ливо и значительное количество остатка — мазута. На установ­ках АВТ на второй ступени подвергается разгонке мазут с обра­зованием смазочных масел и остатка — гудрона, перерабатываемого в битум, пек, нефтяной кокс. Этим на установках АВТ достигается большая глубина переработки нефти, нежели на установках AT. На рис.14.4 представлена технологическая схе­ма установки АВТ, работающей по топливно-масляному вари­анту.

Нефть из ЭЛОУ последовательно проходит через теплообмен­ники 4, нагреваясь за счет теплоты дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки, и подается насосом под давлением 1,5— 2,0 -105Па в трубчатую печь 1, где нагревается до 350 0С. Из печи парожидкостная смесь поступает в ректификационную колонну I ступени 3, в которой давление снижается до 0,1 МПа и происхо­дит испарение летучих фракций нефти и отделение их паров от мазута. По высоте колонны в точно определенных интервалах температур отбираются дистилляты, которые поступают в секции отпарной колонны 6 для дополнительного отделения летучих уг­леводородов, которые вместе с водяным паром возвращаются в колонну 3.

 

Рис. 14.4 - Технологическая схема установки АВТ:

 

1 —трубчатая печь подогрева нефти, 2 — сепаратор газа, 3 — ректификаци­онная колонна атмосферного давления, 4 — теплообменники-конденсаторы, 5 — холодильники, 6,7 — отпарные колонны, 8 — трубчатая печь подогрева мазута, 9-—вакуумная ректификационная колонна. I — бензин, II — лигроин, III — керосин, IV — дизельное топливо, V — газойль, VI — мазут, VII — пар, VIII — веретенное масло, IX — машинное масло, X — легкое цилиндровое мас­ло, XI — тяжелое цилиндровое масло, XII — гудрон, XIII — газы

Отобранные дистилляты проходят через теплообменники 4 и после охлаждения в холодильниках 5 отводятся как то­варные продукты из установки. Бензиновый дистиллят через теп­лообменник 4 поступает в сепаратор газа 2 и после отделения газа выводится как товарный продукт, а частично подается на ороше­ние колонны. Образующийся в количестве до 55% мазут из ниж­ней части колонны 3 подается в печь 8 и оттуда в колонну II сту­пени 9, работающую при остаточном давлении 0,005—0,008 МПа, где разделяется на дистилляты. В нижнюю часть колонн 3 и 9 подается острый пар, что снижает температуру кипения и спо­собствует более полному отделению легких фракций.

Аппаратура, применяемая при прямой гонке нефти и дру­гих процессах нефтепереработки, должна обеспечивать нагре­вание сырья до высоких температур, при которых процесс про­текает с достаточной скоростью и достаточно четким разделением получаемых продуктов. Основными аппаратами в этих процес­сах нефтепереработки являются трубчатые печи и ректифика­ционные колонны.

В трубчатых печах нефть и мазут проходят по трубам, распо­ложенным внутри печи, и нагреваются за счет теплоты сгорания жидкого или газообразного топлива. Печь состоит из двух камер: радиационной, где размещаются горелки и радиантные трубы, воспринимающие теплоту излучения, и конвекционной, в кото­рой расположены трубы, обогреваемые дымовыми газами, вы­ходящими из камеры радиации. Конструкции трубчатых печей весьма разнообразны. Они различаются способом передачи теп­ла (радиантные, конвекционные, радиантно-конвекционные), способом сжигания топлива (с пламенным и беспламенным го­рением), расположением труб змеевика. Экономически наибо­лее эффективным являются печи беспламенного типа с излуча­ющими стенками. Производительность трубчатых печей устано­вок АВТ составляет от 100 до 1000 т/ч при коэффициенте полез­ного действия (коэффициенте использования теплоты) до 80% . Из многочисленных конструкций ректификационных ко­лонн в установках прямой гонки используются, главным обра­зом, барботажные колпачковые колонны тарельчатого типа. Они содержат от 30 до 60 тарелок прямоточного действия с под­вижными клапанами, что обеспечивает динамический режим работы колонны и постоянство скорости паров ректифицируе­мого продукта. Состав и выход продуктов прямой гонки зависят от типа про­цесса и состава перегоняемой нефти. В табл. 14.1 приведен вы­ход дистиллятов прямой гонки нефти по топливно-масляному варианту процесса.

Таблица 14.1 - Состав продуктов прямой гонки

Продукты

Интервал кипения, °С

Выход,%

Пepвая  1 ступень АВТ

Бензин

до 170

14,5

Лигроин

160—200

7,5

Керосин

200—300

18,0

Дизельное топливо

300—350

5,0

Мазут (остаток)

выше 350

55,0

     

Вторая ступень АВТ (перегонка мазута)

Веретенное масло

230—250

10—12

Машинное масло

260—305

5

Легкое цилиндровое масло

315—325

3

Тяжелое цилиндровое масло

350-370

7

Гудрон (остаток)

выше 370

27—30

На современных нефтеперерабатывающих заводах исполь­зуются комбинированные установки ЭЛОУ—АВТ, в которых со­вмещены процессы обессоливания и прямой гонки нефти. Мощ­ность их достигает 6 млн т перерабатываемой нефти в год. При­менение комбинированных установок значительно улучшает технико-экономические показатели процесса переработки не­фти. Расходные коэффициенты для таких установок составля­ют: пар 49 кг, вода 4,8 м3, электроэнергия 37,5-103 кДж, жид­кое топливо 33,4 т на 1 т перерабатываемой нефти.


© 2023 СумДУ
created with Lectur'EDbeta