Ценности Европейского Союза

Тема 1. Європа и європейские ценности. Ценности ЄС

Лекция 1 Европа и европейские ценности. Ценности ЕС.


1. Европа: цивилизационное измерение

Прежде, чем говорить о европейской цивилизации или цивилизационном измерении Европы, следует определиться с пониманием самих понятий, выяснить, что такое «цивилизация» и что мы, собственно, имеем в виду, когда говорим о Европе.

Определений и измерений понятия «цивилизация» довольно много. В научный оборот его в конце 18 века ввели французский экономист Виктор Мирабо (1715-1789) и шотландский просветитель Адам Фергюсон (1723-1816). Первоначально понятие «цивилизация» и «культура» определялись как синонимы. Цивилизация определялась как противовес варварству. В рамках материалистического подхода цивилизация трактуется как противовес «естественному состоянию общества», как уровень развития, на котором человек становится независимым от природы и окружающей среды. Культурно-исторической школе характерно выделение взаимосвязанных и внутреннезначимых образований, которые отличаются от государств, наций, политических, религиозных, расовых, этнических и других социальных групп.

Для нужд нашего курса используем такое определение цивилизации:

Цивилизация - это совокупность способов существования и деятельности группы людей, касающиеся материальной жизни, интеллектуального уровня, моральных норм, политической и социальной организации жизни.

Цивилизация имеет исторический характер - время образования. Цивилизация имеет географический характер - место образования. Цивилизация имеет мировоззренческий характер - духовное измерение, которое формируется под влиянием соответствующих религий, культурных и философских течений. В целом цивилизация - глобальное понятие, которое определяет степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Цивилизация является сложным образованием, характеризуется общностью черт, однако имеет различные сферы проявления, каждая из которых имеет отдельное значение.

1. Сфера идентичности: каждая коллективная составляющая цивилизации (страна, народ, нация, государство или даже индивид) так или иначе идентифицирует себя с ней или ее отдельными чертами в соответствии с социальными и культурными традициями, способами взаимодействия и аксиологии определенного цивилизационного контекста.

2. Сфера материального обмена: происходит экономическое взаимодействие, в прошлом каждая цивилизация развивалась как мир-экономика, но и теперь, во времена становления глобальной экономики, все же ее страны имеют близкий технико-технологический и социально-экономический уклад.

3. Сфера информационного обмена: единая ментальная основа, информационное ядро ​​цивилизации, "текстовое наследие", то есть основаны на единой системе понятий, знаков, символов, метафор, направлены на создание единой описательной системы тексты, в том числе религиозные, правовые, философские, которые образуют своеобразный метаязык цивилизации. (Например, к информационному ядру европейской цивилизации можно отнести Библию, труды И. Канта, Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, которая хоть и провозглашена ООН, однако в основе своей содержит преимущественно достояние именно европейской, или шире, западной цивилизации).

4. Сфера управления: в общественных институтах (не только политических, но и экономических, религиозных, образовательных и др.). В пределах каждой цивилизации распространены определенные способы принятия решений, выбора моделей и экспансии.

5. Совместная историческая судьба и память составляющих цивилизации.

Термин "Европа" имеет много различных смыслов, и разные люди, думая о Европе, могут ассоциировать это слово с разными вещами. Те, кто живут за пределами так называемой «Старой Европы» могут подумать о европейских стандартах жизни, высокие заработки и достойные пенсии, удобный транспорт, уютные города и села, вкусную еду. Еще - о многих языках, музеи, предметы роскоши, историю, культуру. Жители Европы, могут подумать о бюрократической системе, единой валюте, которая не оправдала ожиданий чиновников и политиков, которые отодвигают власть от своих стран, рекордные показатели безработицы и другие проблемы, которые сопровождают нынешний этап евроинтеграции, Брексит и его потенциальные последствия. Студенты, внимательно изучавшие курс Основ права Европейского Союза, могут рассказать о ЕС - наднациональную организацию государств, возникла после Второй мировой войны, где проживает 500 000 000 граждан, которые говорят на 24 языках и представляют наибольший торговый блок в мире и крупнейшего донора фондов развития. А еще Европа - это люди (и мы с вами тоже!) Это их отношения, ценности, настроения, представления, проблемы. Это - цивилизация, культура, образ жизни, образ мышления.

Европейская цивилизация сыграла едва ли не самую заметную роль в мире. Она начала доминировать около 5-6 веков назад в результате великих географических открытий, завоевания и колонизации, распространение религиозных и философских взглядов, торговлю, дипломатию, инвестиции, эмиграцию. Европейская цивилизация во многом определила модель развития остального мира, вызвала его европеизацию.

Среди шести частей света Европа является самой маленькой по площади - 10500000 кв. км, то есть только 7% земной поверхности. Не существует европейского континента - это лишь часть Евразии. Европа существует прежде всего в самосознании европейцев, отграничении от Азии, восточных и других цивилизаций. Европа как часть мира была названа по имени героини древнегреческой мифологии, финикийской царевны Европы. Точная этимология этого слова неизвестна, однако, по многим версиям оно имеет ассирийское происхождение и в финикийском и греческом языках означало "закат солнца" или мероприятие как географическое направление. Утверждается, что так древние греки называли земли к западу от Эгейского моря.

Если границы Европы на севере, западе и юге четкие, потому что окружены морями и океанами, то с восточными до сих пор определенности нет. Более или менее признано, что они проходят Уралом, однако существуют самые разнообразные варианты разграничения Европы и Азии южнее Уральского хребта. Более того, на то, что географический центр находится на их территории претендуют Украина, Беларусь, Литва, Польша, Чехия и даже Германия.

 

Различные варианты разделения Евразии. Красной линией (А) обозначен самый распространенный вариант разделения в ХХ веке, принятый в 1964 на ХХ Конгрессе Международного географического союза

Западные европейцы, вслед за известным английским историком цивилизаций А. Тойнби, убеждены, что граница между Европой и не-Европой проходит по линии Будапешт - Прага - Краков - Варшава - Рига - Таллинн. Поэтому земли к востоку от этой границы европейскими не считают, называя их полу-Азией, поскольку здесь сыграло свою историческую роль мощное восточное влияние. При таком подходе только часть западной Украины (Галичина) рассматривается как европейская.

Историко-культурная граница Европы по А. Тойнби

Существуют и другие варианты определения восточной цивилизационной границы Европы. Современные исследователи, анализируя влияние европейских ценностей и образа жизни в восточном векторе, включают в европейское пространство не только Украину или Молдову, но и Турцию, Грузию, Армению, Израиль и Ливан.

 

Геополітично-ідентифікаційний розріз Євразії за Йозефом Зісельсом Геополитически-идентификационный разрез Евразии по Йозефом Зисельсом

2. Европейские ценности: становление и значение

Европейская цивилизация прошла сложный путь становления через осознание себя как культурной, идеологической, ментальной целостности, развивающейся в едином историческом и социальном контексте. Как и любая другая цивилизация, она формировалась под влиянием географических, климатических факторов, политических и военных противостояний, доминантных религиозных течений и философских концепций, а также культурного преемства.

Природно-географические условия Европы характеризуются большим разнообразием территорий, ландшафтов, значительной линией морских побережий, большим количеством островов, полуостровов и тому подобное. Природно-климатические факторы обусловили соответствующие культурные черты народов, населявших и населяющих Европу, способы производства, организации общественной жизни. Сейчас Европа состоит из 50 признанных государств, 6 зависимых территорий, и еще 6 образований с частичным признанием (среди них - и Косово, признанное 113 членами ООН и такие образования как ПНС, которая признана только Абхазией, Южной Осетией и Нагорно-Карабахской Республикой). Кроме того, в Европу обычно геополитически относят Армению и Кипр, которые географически в Европе территорий не имеют.

История каждой из этих стран и образований сложная и уникальная, но именно общность ценностей позволяет говорить о единой европейской идентичности. Сформировавшись в юго-западной части Европы, цивилизация впоследствии распространила свои ценности и менталитет на территории Северной и Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии, образовав межконтинентальную «западную цивилизацию» и значительно повлияв на развитие остального мира.

Хронологически европейская цивилизация ведет свое начало от создания империи Карла Великого (742-814), короля франков и основателя династии Каролингов. Карлу Великому, которого иногда называют «отцом Европы» удалось через завоевание осуществить первоначальное объединение западноевропейских земель на основе германских, романских ценностей и содействие распространению христианства. Огромную роль в процессе становления европейской цивилизации также сыграло наследство античной цивилизации - Древней Греции и Рима.

Характеризуя черты европейской технологической цивилизации, образа жизни и мышления европейцев, исследователи, как правило, отмечают состязательность, конкуренцию, индивидуализм, рациональность, стремление к инновациям, прогресс, приращение знаний, постоянного совершенствования средств и технологий производства. В отличие от других цивилизационных сообществ, европейцы больше склонны к перестройке

Важная, если не ведущая черта европейской цивилизации, воспринятая еще с античности, - антропоцентризм, то есть признание человека центром мироздания, или древнегреческим философом Протагором «мерой всех вещей». Современное понимание человека и его прав как высшей ценности, закрепленное большинством конституций европейских государств является результатом сложной эволюции представлений о человеке как «творение Бога по своему образу и подобию», богоравного индивида Возрождения, свободной личности периода современной истории. Независимость, автономность человека, помещения ее в центр существования социума, пожалуй, является самым большим отличием европейской цивилизации по сравнению с цивилизациями Востока, ориентированными на коллективизм. Не случайно именно в Европе сформировалась концепция «приватности» (privacy) - права человека на охрану и обособление личной жизни, информации о себе, возможности отделения себя от других, свободного выбора в определении границ проявления своей личной жизни в публичном пространстве и тому подобное.

Обратной стороной индивидуализма в современной Европе является не конкурентная борьба за собственные интересы любыми средствами, а солидарность индивидов в обществе, их консолидация ради общего блага. Повсеместное осознание ценности солидарности европейцами приходится на период после мирового экономического кризиса (1929-1933). Последствия Первой мировой войны и экономические неурядицы постепенно укрепили в обществе убеждения о том, что рынок и экономическая конкуренция в состоянии обеспечить благополучие социума только в сочетании с демократией, солидарностью, поддержкой уязвимых слоев населения.

Еще одним результатом ужасов Мировых войн, которые в полной мере ощутили на себе европейцы, стало осознание ценности мира и солидарности между народами, в конце концов привело к созданию ООН, формирования современной архитектуры международной безопасности и принципов международного сотрудничества в целом.

Ценности демократии и свободы человеческой личности относятся к тем, что передались европейской цивилизации в наследство от античности. И в наше время они являются основой организации политического управления и общественной жизни. Демократия, кроме прочего, предусматривает участие каждого гражданина в управлении делами на уровне государства и общин, а частная собственность является основой для свободы не только в экономическом, но и в гражданском и политическом разрезе. Вместе эти ценности составляют базу для формирования и активного функционирования гражданского общества.

Европейские ценности - это сложившиеся в процессе развития европейской цивилизации принципы, нормы, ориентиры жизнедеятельности человека, общества и государства, которые уважаются, воспринимаются и распространяются в европейском обществе и составляют основу европейской идентичности. Основными ценностями европейской цивилизации являются:

• уважение к правам человека, признание человеческой личности, ее достоинства, свободы высшей ценностью;

• индивидуализм, автономия индивида и его самореализация на равных с другими основаниями;

• неприкосновенность частной собственности;

• солидарность, сотрудничество ради общего блага;

• плюрализм, взаимопонимание и толерантность, уважение к другим людям, их убеждений, культур, образов жизни и тому подобное;

• мир и солидарность между народами, разрешение конфликтов мирным путем;

• справедливость и верховенство права, предполагает не только безусловное и точное применение законов, но и справедливость и человекоцентричность самых юридических норм, равенство всех перед законом;

• демократия как способ управления, основанный на свободном выборе гражданами тех, кто будет ими управлять, ответственности политиков и администраторов, участия гражданского общества в управлении и контроле на всех уровнях.

История доказала огромный объединительный потенциал этих ценностей, успешность государств и благосостояние населения в странах, которые их разделяют и распространяют.

3. Ценности Европейского Союза и их закрепление в учредительных договорах

Идея объединения европейских государств имеет очень давнюю историю. Два первых трактаты о необходимости создания единой европейской христианской республики, дошедшие до нас, были написаны еще в первой четверти XIV в. Автором одного был французский юрист и политический публицист Пьер Дюбуа, другой принадлежал великому итальянскому поэту Данте Алигьери. В дальнейшем попытки обоснования и даже реализации объединения на разных основаниях и разных конфигурациях использовались выдающимися представителями европейской философии, литературы, политическими деятелями (М. Сюлли, И. Бентам, В. Пейн, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго и другими). Идея интеграции укреплялась через внешние угрозы, религиозные, идеологические и геополитические противостояния, экономической конкуренции. Лишь во второй половине ХХ века эти попытки приобрели реальные очертания и воплотились сначала в создание Европейских Сообществ, а затем и Европейского Союза как особой наднациональной организации, которая не имеет аналогов в мировой истории. Основоположным камнем евроинтеграции стали именно ценности, сформированные европейской цивилизацией. Являясь основой европейской идентичности, эти ценности дают основания тем, кто их разделяет считать себя не только немцами, словаками или итальянцами, но и европейцами и гордиться своей европейскостью.

Неслучайно в коммунитарном праве ценности ЕС - это главные императивы, ориентиры евроинтеграции, что приобрели значение нормативных предписаний, и, учитывая их важность, нашли свое отражение в учредительных договорах ЕС. Согласно статье 2 Договора о Европейском Союзе (ДЕС), Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства права и уважения прав человека, в частности лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для всех государств-членов в обществе, где царит плюрализм, недискриминация, толерантность, правосудие, солидарность и равенство женщин и мужчин.

Непосредственно ценностей касается и статья 3 ДЕС. Она определяет цель Союза - поддерживать мир, свои ценности и благосостояние своих народов. Согласно положениям Договора Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ, в котором обеспечено свободное передвижение лиц вместе с соответствующими мерами, связанными с контролем на внешних границах, убежищем, иммиграцией и предупреждением и борьбой с преступностью. Союз основывает внутренний рынок. Союз функционирует ради устойчивого развития Европы, основанной на сбалансированном экономическом росте и ценовой стабильности, конкурентоспособной социальной рыночной экономике, направленной на полную занятость и социальный прогресс, и высоком уровне защиты и все лучшем состоянии окружающей среды. Союз способствует научно-техническому прогрессу. Союз борется против социального исключения и дискриминации, поддерживает социальную справедливость и защиту, равенство женщин и мужчин, связь между поколениями, защита прав ребенка.

Союз поддерживает экономическое, социальное и территориальное единство государств-членов и солидарность между ними. Союз уважает свое богатое культурное и языковое разнообразие и обеспечивает защиту и дальнейшее обогащение культурного наследия Европы.

В своих отношениях с миром Союз поддерживает и распространяет свои ценности и интересы, способствует защите своих граждан. Союз поддерживает мир, безопасность и устойчивое развитие планеты, солидарность и взаимное уважение народов, свободную справедливую торговлю, искоренение бедности и защиту прав человека, в частности прав ребенка, а также строгое соблюдение и развитие международного права, в частности соблюдение принципов Устава ООН.

4. Украина в европейском цивилизационном пространстве

Стремление Украины к евроинтеграции и обязательства в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС требуют приведения национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с европейскими стандартами. В течение последних двух десятилетий Украина

Однако положительное регуляторное влияние на практику было минимальным по причине разных факторов, как юридических, так и не юридических. Среди причин - несоответствие между проблемами, с которыми сталкивается Украина, и стереотипным отношением к закону и правам человека; деформированные ценности, которые ложатся в основу политики; существование так называемых "неформальных правил и отношений" в сфере публичного администрирования; проявления неуважения к человеческому достоинству и нетерпимости; слабость гражданского общества и отсутствие солидарности в общинах. Недостаточная осведомленность о ЕС, неправильное толкование его ценностей, отсутствие проевропейски ориентированных специалистов также являются препятствиями для евроинтеграции, выполнении Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Ни одно правительство не сможет реализовать реформы и сделать Украину успешной европейской страной до тех пор, пока мы не будем иметь общие с Европой ценности. Европейская и евроатлантическая интеграция Украины станет возможной только тогда, когда украинское общество примет европейскую систему ценностей, будет их разделять, а каждый индивид начнет определять свое поведение на их основе. Это означает не давать и не брать взятки, отвечать за свою судьбу, судьбу своей общины и государства, добросовестно работать, не ждать, что государство решит все проблемы, брать инициативу в свои руки, не искать нечестных преимуществ, уважать других людей, даже если их убеждения, образ мышления или поведения отличается от ваших собственных.

Страны Восточной Европы, которые недавно интегрировались в ЕС и имеют в историческом наследии опыт "социализма", смогли стать успешными и настойчиво развивают свой успех. Результативность их реформ обусловлена во многом тем, что они вернулись к европейским ценностям. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, страны Балтии стали частью европейского мира потому, что смогли определить свою идентичность, свою позицию в мире как европейские страны.

Наше государство пока не смогло состояться как европейское. Драматическая история Украины - это история развития нации на границе между двумя цивилизациями, поиска собственной идентичности между двумя мощными геополитическими влияниями - европейским и евразийским. Идентичность - это система качеств, признаков, по которым индивид или группа индивидов относит себя к определенному сообществу, соотносят себя с другими членами определенного социального множества. Можно говорить, например, о религиозной идентичности, национальной, гендерной, цивилизационной. Соответственно, цивилизационная европейская идентичность - это совокупность признаков, по которым индивиды, нации, государства относят себя к европейской цивилизации, в первую очередь связывается с пониманием, признанием и восприятием европейских ценностей и основанных на них моделей поведения.

Даже получив в 1991 году независимость, Украина не сделала окончательно свой цивилизационный выбор, потому что политики суетились между двумя цивилизационными выборами, играли картой разделения между Востоком и Западом. Такое деление не позволяет Украине двигаться вперед и стало ключевой причиной нестабильности в государстве, Оранжевой революции и Майдана 2013-2014 годов, аннексии Крыма и войны на Востоке.

Украинцам нужно найти собственную идентичность, определиться с тем, кто мы есть, какова наша цель, и где наше будущее. Наша история и культура является общей с Европой даже несмотря на века имперского господства и попыток уничтожить все, что отличало украинцев от восточных соседей и объединяло с Европой. Таким образом, только восприятие европейских ценностей при сохранении национальной идентичности может сделать Украину успешной и обеспечить ей достойное место среди европейских народов.

Список использованных источников:

  1. Зісельс Й. Ідентичність та цінності: Презентація. 
  2. Зісельс Й. Цивілізаційна ідентичність та системи цінностей: Відеолекція. 
  3. Українське суспільство і європейські цінності. Матеріали соціологічного опитування проведеного Інститутом Горшеніна у співпраці з Представництвом Фонду Фрідріха Еберта в Україні та Білорусі. К., 2017.
  4. Is there a European identity? / Cultures and identities in Europe. European Unversity Institute (EUI)
  5. The Struggle for Ukraine / Chatham House Report. 

 


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta