Ценности Европейского Союза

Тема 2. Права человека как основная ценность ЕС

Лекция 2. Права человека как основная ценность ЕС


     

 

1. Права человека как основная ценность ЕС

Права человека являются одной из основных ценностей Европейского Союза, что четко прослеживается в учредительных договорах. В частности, в преамбуле Договора о Европейском Союзе отмечается, что этим документом государства, которые подписались, подтверждают свою приверженность принципам свободы, демократии, верховенства права, уважения к правам человека и основных свобод. Статья 2 ДЕС указывает, что права человека, рядом с достоинством, свободой, равенством и верховенством права являются ценностями, на которых основан Союз.

В соответствии со статьей 3 ДЕС, Союз направляет свою деятельность на то, чтобы в своих отношениях с миром поддерживать защиту прав человека, в частности прав ребенка. Статья 21 ДЕС также содержит указание на права человека: «... в своих действиях на международной арене Союз руководствуется принципами, которые вдохновили на его создание, развитие и расширение и которые он намерен распространять в мире, а именно такими: демократия, верховенство права, универсальность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, а также соблюдение принципов Устава ООН и международного права.

Проявлением той важной роли, которую играет уважение к правам человека в ЕС можно считать и то, что Хартия основных прав ЕС, принятая в 2000 году, по Лиссабонскому договору получила статус источника первичного права ЕС (статья 6 ДЕС). Кроме того, ЕС неоднократно декларировал свое уважение к таким важным региональным актам, посвященных тематике прав человека, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 6 ДЕС) и Европейская социальная хартия (преамбула ДЕС).

Другим весомым документом, который определяет политику ЕС по правам человека, является Стратегическая рамочная программа по правам человека и демократии, принятая Советом ЕС 25 июня 2012 года, которая устанавливает, как следует исходя из названия, стратегические направления для руководства этой фундаментальной политической сферой ЕС. Хотя Рамочный документ является кратким шестистраничным документом, разработанным так, чтобы быть как можно более читабельным и доступным для всех граждан, он определяет принципы, цели и приоритеты политики ЕС в этой сфере. Это ключевой документ политики ЕС по правам человека и демократии [1].

Согласно Стратегической рамочной программы, политика ЕС в области прав человека основывается на таких предположениях, явно выраженных в документе:

• Права человека являются общепринятыми правовыми нормами.

• Демократия - это универсальное стремление.

• Устойчивое мир, развитие и процветание возможны только при условии соблюдения прав человека, демократии и верховенства права.

Во исполнение Стратегической рамочной программы был принят План действий на 2012-2014 годы. Впоследствии был принят новый План действий, который охватывает 2014 -2019 годы. В своей внешней политике ЕС продолжает быть преданным ценности прав человека, что отражается в большей части документов, подписанных Союзом с третьими государствами. В частности, в тексте Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС права человека упоминаются неоднократно, например:

• отношения сторон основаны на общих ценностях, а именно: на уважении к демократическим принципам, верховенства права, хорошего управления, прав человека и основных свобод, в том числе прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (преамбула Соглашения);

• уважение к демократическим принципам, правам человека и основных свобод должны формировать основу внутренней и внешней политики Сторон и являются основными элементами настоящего Соглашения (статья 2 Соглашения);

• сотрудничество в сфере юстиции, свободы и безопасности будет происходить на основе принципа уважения прав человека и основных свобод (статья 14 Соглашения).

2. Развитие концепции уважения к правам человека в праве ЕС

Как ни парадоксально, на начальных этапах своего развития ЕЭС не считало права человека важной сферой своей деятельности. Так, исследователи отмечают, что Договор об учреждении ЕЭС начался как экономический договор, амбиции которого ограничивались созданием общего рынка. В этом документе не было разделов об основных правах, поскольку основатели ЕЭС не сочли это целесообразным в договоре с преимущественно экономическими обязательствами. Европейская конвенция о правах человека и основных свобод (ЕКПЧ) также, конечно, уже существовала и, вероятно, считалось, что этого достаточно для того, чтобы защитить права человека в Европе [2].

Однако, как только Суд ЕС (на тот момент - ЕЭС) разработал в своей практике принципы прямого действия и приоритета права ЕС, некоторые национальные суды начали выражать беспокойство о последствиях, которые может иметь такая концепция в защиту конституционных ценностей, установленных национальным законодательством, например, как права человека. Чтобы устранить теоретический риск посягательство на права человека, в 1974 году немецкий и итальянский конституционные суды приняли решения, в которых они заявляли о своей юрисдикции пересматривать законодательство ЕС на предмет соответствия конституционным принципам [3].

Это заставило Суд ЕС в своей прецедентной практике утвердить принцип уважения к основным правам человека, утверждая, что Учредительное договора также защищают те основные права, вытекающие из конституционных традиций, общих для государств-членов, как общих принципов права Сообщества (дело Stauder v. City of Ulm).

С постепенным расширением компетенции ЕС на такие сферы как юстиция и внутренние дела, что затем превратилось в полноценную зону свободы, безопасности и правосудия, в Учредительные договора были внесены изменения относительно гарантий основных прав человека. Маастрихтский договор содержал ссылки на ЕКПЧ и общие конституционные традиции государств-членов как общие принципы права ЕС. Амстердамский договор подтвердил европейские «принципы», на которых основывается ЕС (Лиссабонским договором их название изменено на «ценности») и закрепил процедуру приостановления некоторых прав государства-члена ЕС в случаях серьезных и постоянных нарушений государствами-членами основных прав человека. Разработка Хартии основных прав ЕС и приобретение ею статуса источника первичного права вместе с Лиссабонским договором - это последние события в этом процессе кодификации, направленные на обеспечение защиты основных прав в ЕС.

Текст Хартии основных прав Европейского Союза

3. Институты и органы ЕС, деятельность которых направлена ​​на защиту прав человека

В широком смысле, все органы и институты ЕС направляют свою деятельность на защиту прав человека и основных свобод. Тем не менее, стоит заметить, что для некоторых органов и институтов эта сфера работы является более привычной, чем для других. Я.И. Коваленко отмечает, что способы защиты прав человека в ЕС можно условно разделить на судебные (осуществляются Судом ЕС) и внесудебные.

Внесудебные органы, в функции которых входит защита прав человека, исследователь предлагает классифицировать следующим образом:

1) в зависимости от цели образования:

• специализированные институты в сфере защиты прав человека: Агентство основных прав Европейского Союз, омбудсмен Европейского Союза;

• органы общей компетенции: Комиссия ЕС, Совет ЕС;

2) по субъекту, который может обратиться в институт для защиты права:

• омбудсмен Европейского Союза (обращения отдельных лиц);

• Агентство основных прав Европейского Союза (обращения только органов Европейского Союза);

• Совет ЕС (рассматривает обращения только стран - участниц Европейского Союза) [4].

Обратим основное внимание на такие специализированные органы ЕС как Агентство по основным правам ЕС и Европейский омбудсмен.

Агентство по основным правам Европейского Союза (FRA) - это один из децентрализованных органов ЕС, осуществляет экспертизу по вопросам основных прав человека. Этот орган создан для предоставления экспертных консультаций институтам ЕС и государствам-членам по целому ряду вопросов. Агентство помогает обеспечить защиту основных прав людей, живущих в ЕС.

Логотип Агентства по основным правам Европейского Союза (FRA) на его официальном сайте

Основные права устанавливают минимальные стандарты обращения с человеком, находящимся под юрисдикцией государства. Агентство основных прав ЕС стремится к созданию культуры соблюдения основных прав человека во всем ЕС.

Во исполнение этой миссии, Агентство обеспечивает:

Должность Европейского омбудсмена была основана в 1995 году. Офис омбудсмена находится в Страсбурге (Франция), однако свою деятельность он осуществляет на всей территории Союза. Правовой основой деятельности Европейского омбудсмена выступают учредительные договоры. В частности, статья 43 Хартии основных прав ЕС и статья 24 ДФЕС закрепляют право граждан ЕС обращаться к Европейскому омбудсмену.

Логотип Европейского омбудсмена на его официальном сайте

Статья 228 ДФЕС определяет правовой устав офиса омбудсмена. Каждый новоизбранный Европейский парламент избирает омбудсмена на 5-летний срок. Сейчас должность Европейского омбудсмена занимает Эмили О'Рейли. Омбудсмен может быть переизбран. Омбудсмен может быть освобожден судом по представлению Европейского парламента в случае, если он больше не отвечает требованиям, необходимым для выполнения его обязанностей, или если он виновен в совершении серьезного проступка. Омбудсмен является полностью независимым в выполнении своих обязанностей. Во время выполнения таких обязанностей он не обращается за указаниями и не принимает их ни от одного правительства, учреждения, органа, службы или организации. Омбудсмен не может в течение срока пребывания в должности заниматься никакой другой оплачиваемой или неоплачиваемой профессиональной деятельностью.

 Европейский омбудсмен расследует жалобы на ненадлежащее управление институций ЕС или других органов ЕС. Такие жалобы могут быть поданы гражданами или резидентами стран ЕС, организациями или предприятиями, основанными на территории ЕС.

Европейский омбудсмен, избираемый Европейским парламентом, уполномоченный принимать от любого гражданина Союза или любого физического или юридического лица, проживающего или имеющего юридический адрес на территории государства-члена, жалобы о случаях неудовлетворительного управления в деятельности учреждений, органов, служб или агентств Союза, кроме Суда Европейского Союза, который осуществляет свои судебные полномочия. Омбудсмен изучает такие жалобы и отчитывается о них.

Омбудсмен расследует различные виды ненадлежащего управления, например:

В соответствии со своими обязанностями Омбудсмен по собственной инициативе или на основании жалоб, поданных ему непосредственно или через члена Европейского парламента, проводит расследование, которое он считает обоснованным, кроме случаев, когда инкриминируемые факты являются или были предметом судебного разбирательства. Если Омбудсмен устанавливает факт неудовлетворительного управления, он передает вопрос на рассмотрение соответствующего учреждения, органа, службы или агентства, которые имеют трехмесячный срок для информирования Омбудсмена об их позиции. После этого омбудсмен направляет отчет в Европейский Парламент и соответствующего учреждения, органа, службы или агентства. Лицо, которое обращается с жалобой, информируется о результате таких расследований.

 

Европейский омбудсмен Эмили О'Рейли. Фото с официального сайта

4.Взаимодействие права Европейского Союза и права Совета Европы в области прав человека

Углубление процесса европейской интеграции в рамках различных европейских региональных организаций (например, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и т.д.), обостряет проблему унификации норм права прав человека. Как уже отмечалось, на территории Европы действуют несколько актов, посвященных защите прав человека. Среди основных можно назвать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Хартию основных прав ЕС. Существование этих актов, а также богатой практики их применения приводит к необходимости наладить правовое и институциональное сотрудничество европейских региональных организаций для преодоления двойных стандартов защиты прав человека в Европе. Особую роль в процессе унификации норм права прав человека играют Европейский суд по правам человека и Суд ЕС.

Под унификацией норм права по правам человека следует понимать процесс образования единых норм в области прав человека, которые имеют признаки прямого действия, верховенства, наличии четкого перечня прав человека и свобод, наличия механизма контроля, а также единого порядка их применения. Унификация норм права по правам человека осуществляется в форме международного договора, акта правотворчества европейских региональных организаций и решений европейских судебных органов.

Как уже отмечалось выше, в начале своего существования ЕС (тогда - ЕЭС) обращал не слишком много внимания на проблемы защиты прав человека. Кроме того, на территории Европы существовал правозащитный механизм - в рамках Совета Европы. Устав этой организации вступил в силу 3 августа 1949 года. Согласно указанному документу, целью СЕ является защита прав человека, верховенства права, традиционных европейских ценностей; укрепление и распространение демократии на европейском континенте.

СЕ как международная межправительственная организация, работая в области унификации норм права прав человека, образовала особую систему норм. Эта система состоит из норм договорного права, прецедентного и институционального права. СЕ называют эффективной в мире региональной системой защиты прав человека. Принятая в рамках организации Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 года вместе с дополнительными протоколами вмещает все признанные международным правом права человека. Она ратифицирована всеми государствами-членами ЕС и создает действенную систему защиты прав через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Еще в 1990 году Европейская комиссия признала, что ЕКПЧ потенциально может влиять на право Сообщества и существует угроза нарушения Сообществом прав, защищаемых Конвенцией, и возможно различное толкование этих прав Судом ЕЭС и ЕСПЧ. С того момента можно вести отсчет постепенного движения к слиянию механизмов защиты прав человека в праве ЕС и праве СЕ.

Сначала возникло предложение заключить международный договор между Советом Европы и ЕС. По положениям учредительных договоров, государство-член, Европейский парламент, Совет, Комиссия могут получить заключение Суда относительно того, является ли запланированный договор совместимым с актами первичного права ЕС. Если Суд даст отрицательное заключение, то запланированный договор не может вступить в силу, пока к нему или в учредительные договоры не будут внесены изменения. Обращение по соответствующему проекту Соглашения о присоединении было направлено Советом в Суд. В своем заключении 2/94 Суд ЕС подчеркнул, что Союз не имеет компетенции для присоединения к ЕКПЧ. Однако, отрицательное заключение не стало концом идеи об унификации права прав человека СЕ и ЕС.

В статье 6 ДЕС в редакции Лиссабонского договора впервые было закреплено, что «Союз присоединяется к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это присоединение не влияет на полномочия Союза, определенных договором. Основополагающие права, гарантируемые Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и вытекающие из конституционных традиций, общих для государств-членов, являются общими принципами права Союза».

К тому же, в Протоколе № 8 к ДФЕС предполагается, что соглашение о присоединении ЕС к Конвенции 1950 г. будет содержать положения, направленные на сохранение специфической природы ЕС и его правовой системы. В частности, это касается специальных положений относительно возможного участия ЕС в контролирующих органах Конвенции 1950 г., а также будет означать, что судебные иски, истцами в которых будут государства, которые не являются членами ЕС, и индивидуальные лица, подаваться соответствующим образом оформлены против государств-членов ЕС и / или непосредственно ЕС.

Протокол № 14 к ЕКПЧ вносит изменения в статью 59 Конвенции и закрепляет, что «к настоящей Конвенции может присоединиться Европейский Союз».

По рекомендации Комиссии, Совет принял решение от 4 июня 2010 г., которое позволило начать переговоры по Соглашению о присоединении. Рабочая группа Совета Европы подала первоначальный проект Соглашения о присоединении в октябре 2011 г., а в результате соответствующих переговоров 5 апреля 2013 г. к рассмотрению было предложено окончательный проект Соглашения о присоединении. 4 июля 2013 г. Комиссия в соответствии с ч. 11 ст. 218 Договора о функционировании ЕС обратилась в Суд ЕС за заключением о совместимости проекта Соглашения с законодательством ЕС.

18 декабря 2014 г. Суд ЕС постановил Вывод о несовместимости проекта Соглашения с законодательством ЕС. В начале своего заключения Суд подчеркнул отсутствие правовой основы для присоединения ЕС к ЕКПЧ. Суд отметил, что в результате этого присоединения, ЕКПЧ, как и любой другой международный договор, заключенный ЕС, будет обязательным для институтов ЕС и его государств-членов, и будет составлять неотъемлемую часть права ЕС. В этом случае ЕС, так же как другие договаривающиеся стороны, подлежит внешнему контролю для обеспечения соблюдения прав и свобод, предусмотренных ЕКПЧ. Таким образом, ЕС и его институты будут подлежать внешним механизмам контроля, предусмотренным Конвенцией, и, в частности, со стороны ЕСПЧ. Суд отметил, что недопустима ситуация, когда интерпретация ЕСПЧ будет обязательной для ЕС и всех его институтов, в то время, когда, интерпретация прав, определенных в ЕКПЧ, Судом ЕС не будет обязательной для ЕСПЧ.

Тем не менее, можно говорить о достижении определенного уровня унификации. В частности, все государства-члены ЕС являются и сторонами ЕКПЧ, таким образом Конвенция и практика ее толкования ЕСПЧ становятся частью «конституционных традиций» государств-членов. Последние же считаются источником права прав человека в ЕС. Также статья 52 Хартии основных прав ЕС предусматривает, что «при условии, что эта Хартия содержит права, соответствующие правам, гарантированным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, значение и объем этих прав являются теми же, которые установлены Конвенцией. Это положение не вредит праву Союза предоставлять более широкую защиту». ЕСПЧ, в свою очередь, довольно часто анализирует правовые акты Союза при рассмотрении собственных производств. Особенно часто ЕСПЧ пользуется для обоснования своей позиции нормами Хартии основных прав ЕС.

 

Список использованных источников:


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta