Ценности Европейского Союза

Тема 4. Плюрализм как ценность права ЕС

Лекция 4. Плюрализм как ценность права ЕС


Ключові терміни:

плюралізм

4.1  Общее понятие о плюрализме

Среди ценностей, на которых основан Европейский Союз, названных в ст. 2 Договора о Европейском Союзе, плюрализм занимает важное место, наряду с уважением прав человека и человеческого достоинства, свободы, демократии, равенством, верховенством права, недискриминации, толерантностью, правосудием, солидарностью, равенством женщин и мужчин.

Правильное понимание плюрализма, восприятие его как ценности гражданским обществом и государством является сейчас чрезвычайно важным и для Украины, не только в контексте европейской интеграции, но и в связи с необходимостью поиска баланса между поощрением разнообразия в социальной, политической и духовной жизни и защитой национальных интересов и украинской идентичности в условиях внешней военной и информационной агрессии.

Плюрализм как ценность, что служит ориентиром развития всех основных сфер общественной жизни, является настолько многоаспектным понятием, что его содержание сложно определить четко и однозначно.

Слово "плюрализм" (происходит от лат. Рluralis - множественный) в самом общем виде является философской позицией, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых позиций, мнений, стилей поведения и образов мышления, которые не могут быть сведены к одному знаменателю. Термин "плюрализм" был введен в научный оборот в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница, для описания учений, противостоящих теориям монизма и различных разновидностей дуализма. В целом в философии термин используется для обозначения "доктрины множественности" в противовес монизма ( «доктрина единства") и дуализма ( "доктрина двойственности»). Он имеет различные применения в метафизике, онтологии, эпистемологии и логике. Так, в метафизике плюрализм утверждает о множественности различных веществ в природе, которые составляют реальность, в онтологии - учениях о различных путях, способах и видах бытия (например, бытие людей, машин, цифр и т.п.), в эпистемологии - это позиции о том, что нет единого способа приблизиться к истинам о мире, их много, это плюрализм методологии познания и научных парадигм.

Разнообразие философских течений особенно стало заметно в конце 19-20 века, когда сформировались новые концепции и взгляды на место человека в мире, поиск истины и принятия верных решений. Плюрализм подчеркивает субъективность знания и критикует классическую науку.

Можно утверждать, что вся философия современного мира за счет тысячелетий развития человечества приняла плюрализм. Ведь уже древние представители этой науки признавали движение мыслей в форме множества линий, позволяющих  рассмотреть каждую проблему под бесконечным количеством углов зрения. Это определило теоретическое осмысление подхода к бытию, помогая выявить самое существенное и общее в ходе кристаллизации единого подхода многих с учетом мнения каждого. Поэтому плюрализм в философии имеет право на существование.

Плюрализм - это принцип, подтверждающий существование различных мнений, взглядов на явления и процессы, происходящие в мире. Эти мысли не зависят друг от друга и не сводятся к единственно правильной.

Термин «плюрализм» используется в различных сферах общественной жизни, начиная с философии, культуры, заканчивая политикой и правом. Выделить общие признаки разнообразия для каждой области невозможно, но существуют положения, которые помогают определить основное содержание принципа плюрализма.

В украинской науке под плюрализмом, как правило, понимают основополагающий принцип, предполагающий разнообразие взглядов, подходов, позиций, концепций в правовой, политической, экономической, культурной и другой деятельности; один из важнейших критериев гуманизма и демократизма. Среди характерных признаков развитых форм плюрализма называются многовариантность, выбор, альтернативность, свобода и т.д.

4.2  Виды плюрализма

Как уже отмечалось, термин "плюрализм" используется в различных сферах жизни и несколько видоизменяется в каждой из них. Рассмотрим основные области, в которых плюрализм имеет особенно большое значение.

Политический плюрализм предполагает существование различных политических течений, равных между собой, конкурирующих за право представлять себя в органах государственной власти и местного самоуправления. Для того, чтобы в государстве существовал политический плюрализм, должны быть обеспечены:

Во многих источниках информации политический плюрализм называют многопартийностью. Однако, представляется, что это не совсем так, многопартийность является лишь одной, хотя, наверное, и важнейшей составляющей плюрализма. Наличие нескольких партий, например, в Российской Федерации, формальное конкурирование между кандидатами от них на выборах, очевидно, не является достаточным показателем реализации принципа плюрализма в политической системе при отсутствии реальной свободы слова, существование цензуры и подавления и без того слабых попыток гражданского общества предложить альтернативные пути развития.

Именно плюрализм мнений, идей, инициатив и идеологий, их активное продвижение гражданским обществом является основой политического плюрализма. При его наличии четко заметно существование различных взглядов и политических мировоззрений, которые в дополнении друг к другу способствуют развитию общества в демократическом ключе. При этом различные группы в борьбе за власть могут конфликтовать между собой, объединяться в союзы и коалиции, буквально находясь в постоянном броуновском движении.

Плюрализм взглядов - это признание того, что каждый человек имеет собственное мнение, мировоззрение и принципы. Эта концепция помогает выстроить хорошие отношения с окружающими, поскольку человек принимает взгляды других и считается с ними. Это ни в коем случае не означает, что нужно соглашаться со всем, что говорит собеседник или быть конформистом. Достаточно уважать чужое мнение и не давать оценочных суждений.

Плюрализм идеалов - предусматривает право каждого человека иметь собственную систему ценностей и взглядов на мир, развивать ее и защищать. При этом никакая из этих систем не признается единственно правильной и обязательной.

Религиозный плюрализм - определяет, что ни одна из религий не может быть признана главной. Это целое религиозное движение, стремящееся к диалогу религий и признание их равенства. Религиозный плюрализм строится на двух основных принципах. Во-первых, все религии положительные и помогают человеку достичь духовности. Во-вторых, хотя религий и много, а ценности, которые они исповедуют (образ Бога, идеал человека, живущего по божьему закону) едины для всех. На самом деле, при изучении религиозных текстов прослеживается общий набор принципов и мыслей. Каждая из конфессий выражает свое мнение по-своему, но поддерживает общечеловеческие принципы.

Интересно, что религиозный плюрализм считается самостоятельным теологическим течением. Оно называется суперекуменизм. Впервые о равенстве религий заговорили на Всемирном конгрессе религии в 1893 году в Чикаго, где собрались представители разных конфессий.

Правовой плюрализм предполагает существование нескольких юридических систем в одном обществе. Это означает, что для решения проблемы применяются различные правовые механизмы.

Многие юристы считают, что существование различных правовых систем приводит к противоречиям и конфликтам в обществе. Решить конкретную юридическую проблему становится более сложно, так как юридические нормы одной системы не согласуются с нормами другой.

Другие исследователи уверены, что существование различных юридических институтов, наоборот, снижает общественное напряжение. Это особенно заметно после серьезных реформ, когда люди постепенно уживаются с изменениями, а не резко начинают действовать по новым правилам.

Уже упоминавшийся нами философский плюрализм - это позиция, которая предполагает существование равных оснований и форм бытия, а, следовательно, методов и способов познания.

Существует даже концепция так называемого "космического плюрализма". Это научная теория, которая предполагает, что кроме Земли существуют другие населенные миры. Идея космического многообразия распространилась не только среди философов, но и среди астрономов. Впервые о космическом плюрализм заговорили в Древней Греции. Часть философов придерживалась мнения, что Земля уникальна, а оппоненты утверждали, что существует бесконечное количество миров. Благодаря появлению телескопа в средние века, идея космического многообразия закрепила свои позиции. Теперь эта теория захватила не только умы философов, но и других ученых. В эпоху Возрождения идеи космического многообразия продолжали развиваться. Главным участником споров стал Джордано Бруно, который утверждал, что существует бесконечное количество разных миров, которые невозможно перечислить. В эпоху Просвещения космический плюрализм прочно закрепил свои позиции. Эта концепция уже мало касалась философии и искала подтверждение в математике, биологии и астрономии.

Даже в 70-х годах 20 века споры о Земле и других мирах продолжились. Российский ученый К. Циолковский считал, что космос населен более совершенными существами, чем люди. Он также был уверен, что пространство, время безграничны, а звезды и планеты неисчислимы. В настоящее время дискуссия продолжается, и прийти к одному взгляду на многообразие миров во Вселенной не удается.

Итак, плюрализм, в зависимости от направлений, имеет множество определений. Основная концепция плюрализма - допустимость различных взглядов, не сводятся к единственно правильному. Толерантность, диалог, работа с обстоятельствами и разнообразие мнений задают вектор направления для плюрализма в любой сфере деятельности.

4.3  Евроинтеграционное измерение плюрализма

В исследованиях западных авторов плюрализм в его евроинтеграционном аспекте определяется как способность каждого национального общества оставаться свободным, развиваться своим путем в соответствии с присущими ему ценностями. Таким образом, обеспечивается уважение к каждому человеку и каждой национальной идентичности. В основе концепции плюрализма лежит идея о том, что несколько ценностей, будучи одинаково правильными и фундаментальными, могут противоречить друг другу. Причем во многих случаях несовместимые ценности не подвергаются ранжированию по важности, и, функционируя в обществе параллельно, не имеют преимущества друг перед другом. В этом смысле плюрализм является не столько состоянием экономической, политической, культурной, духовной многообразности, сколько процессом сосуществования различных ценностей в отношениях между людьми.

Плюрализм защищается правом ЕС в нескольких различных контекстах. Не претендуя на формирование полного перечня измерений плюрализма в коммунитарном праве, попробуем определить основные его аспекты.

В первую очередь, первичное и вторичное право, а также практика Суда ЕС, большое внимание обращают на обеспечение уважения к культурному, религиозному и языковому многообразию, равенству и толерантности, недопущению дискриминации.

Кроме того уже упомянутой ст. 2 Договора о ЕС, к фундаментальным плюралистическим основам ЕС следует отнести провозглашения в преамбуле Хартии основных прав Европейского Союза уважения к разнообразию культур и традиций народов Европы, национальной идентичности государств-членов организации их органов государственной власти на национальном, региональном и местном уровнях. Это положение является отражением так называемого «конституционного плюрализма», концепции, что является достаточно популярным в рамках европейских исследований в области конституционного права. Согласно концепции конституционного плюрализма национальные конституции (и народы государств) и конституционные договоры ЕС ( «европейский народ») являются одинаково самостоятельными источниками конституционной власти, определенным образом пересекающимися в пределах одной территории. Концепция конституционного плюрализма, с одной стороны, объясняет модель взаимодействия между конституционным правом государств-членов и конституционными полномочиями ЕС, с другой - позволяет совместить отличные по форме правления, конституционными традициями, особенностями организации органов государственной власти и т.д. государства совместными конституционно-правовыми ценностями Союза.

При этом, конституционный строй ЕС после принятия Лиссабонского договора можно охарактеризовать как конституционный плюрализм, в котором правопорядки ЕС и государств-членов определяют как параллельные и дублирующие друг друга сферы. Содержание конституционного плюрализма как концепции функционирования правопорядка ЕС, что сформировалось в целях выяснения вопроса скрытого противостояния между правом ЕС и национальным (конституционным) правом государств-членов заключается в том, что явление множественности конституционных источников, которые создают условия потенциальных конституционных конфликтов между различными правопорядками необходимо решать только в условиях равенства. При этом правопорядок ЕС рассматривается сквозь призму европейской интеграции, которая уже существует как конституционное единство и не требует новой конституции, которая бы получила свое закрепление традиционным конституционным путем. Это конституционное единство ЕС основывается на принципах, установленных судом ЕС для соотношения права ЕС и национального права государств-членов (прямого действия и верховенства права ЕС).

В соответствии с этим национальные конституционные суды государств-членов ЕС могут отдавать предпочтение своим конституционным положениям, только в случае если такие положения будут четкими и отражать существенные конституционные обязательства. Однако, в любом случае для того, чтобы сохранить согласованность права ЕС и национального права государств-членов необходимо внести изменения в национальные конституции или обеспечить выход таких государств-членов с состав ЕС, если они отказываются осуществить данную процедуру.

К измерениям плюрализма в ЕС можно отнести плюрализм идеологический, который заключается в признании и сосуществовании различных идеологических течений, политических платформ, деятельности политических партий на уровне Союза и государств-членов; свободу и плюрализм средств массовой информации (на этом, в частности, отмечает ч. 2 ст. 11 Хартии основных прав ЕС), функционирование общественного теле- и радиовещания, а в последнее время - и установление требований по плюрализму в Интернете, недопущения фрагментации информации, ограничения ее потока, наличия, знаходжуваности и доступности в сети.

В то же время, следует иметь в виду, что плюрализм не может быть абсолютным. Несмотря на различия между европейцами, национальное, культурное и прочее многообразие, ЕС является сообществом, основанном на общих ценностях. Следовательно, правовой порядок ЕС основывается на балансе между единством и многообразием. Будучи ценностью сам по себе, плюрализм в ЕС, по сути, имеет свои пределы там, где начинают действовать общие для всей Европы ценности уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, толерантности, солидарности, верховенства права и уважения к правам человека.

4.4  Законодательное закрепление принципа плюрализма в Украине

В Украине концептуально принцип плюрализма определен в статье 15 Конституции, согласно которой общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Кроме того, указанная статья запрещает цензуру и указывает, что государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами Украины.

Общий конституционный принцип многообразия разных сфер общественной жизни нашел свое воплощение в ряде нормативно-правовых актов, определяющих отдельные аспекты и виды плюрализма. Достаточно прогрессивным в этом вопросе является законодательство о национальных меньшинствах, свободе совести и религиозных организациях, функционировании политических партий и общественных объединений, организационно-правовые формы хозяйствования и тому подобное.

Например, в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О национальных меньшинствах" государство гарантирует всем национальным меньшинствам права на национально-культурную автономию: использование и обучение на родном языке или изучение родного языка в государственных учебных заведениях или через национальные культурные общества, развитие национальных культурных традиций, использование национальной символики, празднование национальных праздников, исповедание своей религии, удовлетворение потребностей в литературе, искусстве, средствах массовой информации, создание национальных культурных и учебных заведений и любую другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.

Понятие «религиозный плюрализм» не упоминается в украинском законодательстве, хотя и отдельные его аспекты нашли отражение в Конституции Украины, Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Так, часть 3 статьи 35 Основного закона закрепляет, что ни одна религия не может быть признана государством как обязательная, а часть 5 статьи 5 названного закона признает все религии, вероисповедания и религиозные организации равными перед законом, запрещает установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других.

Список использованных источников:

  1. Lefever K., Wauters E., Valcke P. Media Pluralism in the EU – Comparative analysis of measurements systems in Europe and US. Versie: 19 juli 2013. URL: http://www.steunpuntmedia.be/wp-content/uploads/2014/03/Steunpunt-Media_ICRI_Monitoring_D1D2.pdf
  2. Lenaerts K. EU Values and Constitutional Pluralism: The EU System of Fundamental Rights Protection. Polish Yearbook of International Law, Vol. 34 (2014), pp. 135-160.
  3. Остапенко М. А. Філософські основи плюралізму.  Віче. 2007. № 12. URL: http://veche.kiev.ua/journal/597/

 

 


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta