Ценности Европейского Союза

Тема 5. Солидарность как ценность права ЕС

Лекция 5. Солидарность как ценность права ЕС


Ключові терміни:

Мир, Свобода свободного передвижения работника, солидарность, солидарность между государствами-членами ЕС

Нормативная основа солидарности в праве Европейского Союза 

После Второй мировой войны идея солидарности стала важным фактором для мирного сотрудничества между странами Европы. Народы Европы поняли, что солидарный «интеграционный проект» может снизить риск новых конфликтов и войн, обеспечить сплоченность. Уже в Декларации Шумана-Моне 1950 года солидарность была названа основным элементом европейской интеграции, который должен реализовываться постепенно.

Французское правительство предлагает покорить все франко-немецкое производство стали совместному Верховному ведомству - организации, открытой для вступления другим европейским странам. Объединение производства угля и стали немедленно обеспечит создание общих основ для экономического развития - первая стадия европейской федерации - и изменит назначения сфер, что долгие годы служили производству оружия, жертвой чего они и стали.

Солидарность налаженного таким образом производства показывает, что любая война между Францией и Германией является не просто немыслимой, но и невозможной в материально-техническом отношении. Создание такого производственного сообщества, открытого для всех желающих присоединиться стран с целью поставок всем странам-участникам необходимых материалов для промышленного производства на одинаковых условиях, даст им реальную основу для экономического объединения ... ».

Из предложений министра иностранных дел Франции

Робера Шумана от 9 мая 1950 г.

Робер Шуман провозглашает речь в 1950 году

Cреди принципов, определяющих природу права ЕС, принцип солидарности занимает важное место. В отличие от многих других принципов, сформированных преимущественно практикой Суда ЕС, этот принцип изначально получил нормативное закрепление в первичном праве сообществ. Так, этот принцип был зафиксирован в Договоре об учреждении Европейского Сообщества, в преамбуле которого указывается на намерение "подтвердить солидарность, что объединяет Европу и заморские страны" и желание "обеспечить их процветание и развитие их благосостояния в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций" . Это положение сохранилось и в действующей редакции Договора о функционировании ЕС.

Статья 2 ДЕЕСп среди задач Сообщества называет экономическую и социальную сплоченность и солидарность государств-членов.

Значительное внимание принципу солидарности уделено и в Лиссабонском договоре. Так, в преамбуле ДЕС декларируется стремление углубить солидарность народов государств-членов, при этом уважая их историю, культуру и традиции. Уже упоминавшаяся нами статья 2 ДЕС и преамбула Хартии основных прав ЕС называют солидарность в перечне основных ценностей, на которых основан Союз.

Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства права и уважения прав человека, в частности лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для всех государств-членов в обществе, где царит плюрализм, недискриминация, толерантность, правосудие, солидарность и равенство женщин и мужчин.

Ст. 2 ДЕС

Согласно ч. 3 ст. 3 Договора Союз поддерживает экономическое, социальное и территориальное единство государств-членов и солидарность между ними, а ч. 5 этой же статьи предусматривает солидарность с народами других стран, тех которые не являются членами ЕС.

В своих отношениях с миром Союз поддерживает и распространяет свои ценности и интересы, способствует защите своих граждан. Союз поддерживает мир, безопасность и устойчивое развитие планеты, солидарность и взаимное уважение народов, свободную справедливую торговлю, искоренение бедности и защиту прав человека, в частности прав ребенка, а также строгое соблюдение и развитие международного права, в частности соблюдение принципов Устава ООН.

Ч. 5 Ст. 3 ДЕС

Содержание международного измерения солидарности в политике и праве ЕС раскрывается в разделе V ДЕС "Общие положения относительно внешних действий Союза и особые положения о совместной внешней политике и политике безопасности". В первую очередь, в ст. 21, 24 и других положениях, разделе V Договора о функционировании ЕС "Пространство Свободы, безопасности и правосудия", о которых более подробно будет сказано далее. Кроме того, ДФЕС предусматривает ряд положений, касающихся экономической политики, энергетики и т.п., где принцип солидарности и справедливого распределения ответственности, в том числе финансовых последствий между государствами-членами, признается основой деятельности Союза и его органов.

Раздел VІІІ ДФЕС называется "Предостережение относительно солидарности" и касается ситуаций, когда государство-член претерпело террористическое нападение или природное или антропогентное стихийное бедствие, и предполагает мобилизацию средств ресурсов как Союза, так и государств-членов для преодоления таких угроз.

Кроме того, важное значение для понимания сущности принципа солидарности и его непосредственной реализации в отношениях между государствами-членами имеет Протокол № 28 "Об экономическом, социальном и территориальном единстве". Протокол указывает на гибкость в распределении средств структурных фондов с учетом потребностей бедных стран, повышение уровня участия Союза в программах и проектах в тех странах, которые в этом нуждаются, финансирование и кредитование за счет средств Фонда единства, Европейского инвестиционного банка, поощрение развития благосостояния государств-членов , в том числе, за счет использования ресурсов Союза и тому подобное.

В частности, в Протоколе предусматривается, что Фонд единства делать финансовые взносы Союза в проекты в сфере окружающей среды и трансъевропейских сетей в государствах-членах, где ВВП на душу населения ниже чем 90% от среднего показателя в Союзе, имеющих программы, направленные на выполнение условий экономической конвергенции. В то же время, провозглашается намерение обратить больше внимания на способность отдельных государств-членов платить взносы в систему собственных ресурсов и проверить, как можно исправить регрессивные элементы, существующие в системе собственных ресурсов, для менее состоятельных государств-членов.

Наконец важно отметить Раздел IV Хартии основных прав ЕС, который называется "Солидарность" и вмещает перечень прав, вытекающих из трудовых, социальных отношений, здравоохранения, окружающей среды и прав потребителей. Таким образом, можно сказать, что в Хартии воплощена концепция социального измерения внутреннего рынка, что проявляется, например, в защите прав работников, их семей, социальном обеспечении и тому подобное.

2. Понятие солидарности как ценности и принципа, что обеспечивает существование общества

Учитывая содержание Лиссабонского договора можем выделить несколько измерений солидарности в ЕС:

  1. солидарность между государствами-членами;
  2. солидарность между государствами-членами и индивидами;
  3. солидарность в отношениях с другими народами и государствами в глобальной системе международных отношений;
  4. солидарность между поколениями, о которой в последнее время все больше говорят западные исследователи.

Термин "солидарность" происходит от латинского solidaire - единодушный, взаимно обязан. Большинство подходов к солидарности разделяют идею определенного социального консенсуса, основанного на принадлежности лиц, объединенных по тем или иным признакам, ценностями в определенную группу, и равенства членов этой группы. В Оксфордском словаре солидарность определено как "единство, согласованность чувств или действий, особенно среди людей с общим интересом, взаимная поддержка в группе".

Согласно этому определению солидарность основывается на сходстве ценностных установок отдельных лиц, имеющих общий интерес. Индивиды отождествляют себя с другими и связанные чувством принадлежности к сообществу. В рамках такого сообщества, общины, отдельные лица - равны, что позволяет им получать и предоставлять при необходимости взаимную поддержку друг другу. Следовательно, солидарность включает и взаимну ответственность и обязательства, или, более абстрактно, она является моральной основой сотрудничества в обществе.

 Фактически солидарность создается через общие стремления, нацеленность на общую цель, общие ценности, чем группа людей становится сообществом, единством. Солидарность формируется через совместную деятельность, совместное творчество, субъектом которого может быть не любая социальная группа, а только сообщество, объединенное общими интересами, целями, идеями. Солидарность также выражается в готовности распределять ресурсы с другими, готовности к коллективным действиям.

 

На идее солидарности основано учение солидаризма в праве, которое возникло в конце 19 в начале 20 века во Франции.

Основоположником теории юридического солидаризма был французский юрист Л. Дюги. Его учение базировалось на двух основных постулатах: во-первых, человек является социальным существом, что не может жить обособленно, во-вторых, общество существует лишь благодаря солидарности, объединяющей индивидов.

Принцип солидарности является объективным и постоянно имеющимся в обществе, хотя его содержание и может модифицироваться с изменениями общественной жизни, усложнением и дифференциацией социальных функций индивидов. Этот принцип лежит в основе правопорядка и государственной организации, на его основе в обществе возникают различные социальные нормы, в том числе и правовые. Право не создается государством, последнее только обнаруживает нормы, стихийно формирующиеся в обществе и закрепляет их в законодательстве. При этом правовые нормы выше воли законодателя - если законодатель примет правила, противоречащие солидарности, они не будут выполняться.

Солидаристы не признают субъективных прав, заменяя их социальными функциями. Так, владелец предприятия и наемный работник не имеют субъективных прав, они выполняют соответствующие функции. Отсюда, частная собственность, труд, вознаграждение за нее - это не права участников правоотношений, это их необходимые социальные функции, без которых общество существовать не может. Идеи о социальной функции собственности, например, нашли отражение в Конституциях многих стран, в том числе и в действующей Конституции Украины записано (ч. 3 ст. 13): «Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу».

Дюги провозглашал тезис, что "публичная власть - это просто факт". Государство в его традиционных формах постепенно исчезнет, ​​его место займет новый государственный строй "более гибкий, более гуманный, такой, что больше беспокоится о правах индивида". Правовые нормы должны основываться на факте взаимной зависимости, что объединяет все человечество вообще и членов малых социальных групп, в частности. Это социальные нормы для "больших и малых, сильных и слабых, правящих и зависимых". Кроме того, важным элементом такого государственного строя является децентрализация.

 

3. Солидарность между государствами-членами ЕС

В наиболее общем виде солидарность между государствами-членами ЕС означает справедливое распределение как преимуществ интеграции, так и ее трудностей в равной степени между всеми участниками, взаимную поддержку и сотрудничество в рамках сообщества. Солидарность в этом измерении основывается как на однообразии, общих ценностях и традициях европейских обществ, так и на принятии различий гетерогенных элементов Союза.

В рамках наднационального сотрудничества солидарность находит свое выражение и в желании институционализировать сотрудничество, это путем установления прав и гражданства.

Идею солидарности поддерживал Э. Дюркгейм. Он считал, что солидарность присуща любому обществу. Например, в первобытном обществе она основывается на кровном родстве, при буржуазном строе - на разделении труда и сотрудничестве в процессе создания средств к существованию.

Дюркгейм различает органическую и механическую солидарность. Он утверждает, что механическая солидарность выходит из сходства людей в однородных обществах, тогда как органическая солидарность возникает в неоднородных обществах, в которых различные элементы, структуры имеют особые роли, координируются и подчинены друг другу к другому. Дюркгейм также утверждает, что механическая солидарность преобладает над органической солидарностью. Отсюда следует, что сходство есть более крепкой основой для солидарности, чем разнообразие или принятие различий.

Это наблюдение предполагает напряжение между национальной (механической) и транснациональной (органической) солидарностью на европейском уровне.

 

Солидарность между государствами-членами имеет различные формы проявления и реализуется во всех сферах, охватываемых коммунитарным правом. Однако, пожалуй самое важное значение имеют положения статьи 222 ДФЕС.

Согласно им, если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком, то Союз мобилизует все имеющиеся у него инструменты, в том числе предоставленные в его распоряжение государствами-членами военные средства, с целью:

а) – предотвратить террористическую угрозу на территории государств-членов;

– защитить демократические институты и гражданское население от возможной террористической атаки;

– оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае террористической атаки;

b) оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае катастрофы, вызванной природными  факторами  или человеком.

Если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком, то другие государства-члены оказывают ему содействие по просьбе его политических органов. С этой целью государства-члены координируют свои шаги в рамках Совета.

 Порядок реализации Союзом настоящего условия солидарности определяется решением, принимаемым Советом по совместному предложению Комиссии и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Европейский  парламент  подлежит информированию. Совету помогают Комитет по вопросам политики и безопасности при поддержке структур, развернутых в рамках общей политики безопасности и обороны.

Чтобы обеспечить Союзу и его государствам-членам возможность действовать эффективным образом, Европейский совет проводит регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Союз.

Если государство-член находится в сложном положении или ему грозят серьезные осложнения, вызванные естественным стихийным бедствием или чрезвычайными обстоятельствами вне его контроля, Совет по предложению Комиссии может при определенных условиях предоставить соответствующему государству-члену финансовую помощь Союза. Председатель Совета сообщает Европейскому парламенту о принятом решении.

Вне вопросов чрезвычайных ситуаций солидарность между государствами-членами впервые появилась в гармонизированных сферах права ЕС, например, регулировании секторов угля, железа и стали в 1970-х годах, а впоследствии - сельского хозяйства, рыболовства и транспорта. В этих областях государства-члены не могут освободить себя от общих правил, иначе это подорвет солидарен базис гармонизации и сотрудничества.

В обмен на доверие, которое государства-члены инвестируют в институты ЕС путем передачи своих суверенных прав и компетенции они получают одинаковую поддержку, равное уважение к их правам и обязанностям. У не полностью гармонизированных отраслях права часто межгосударственная солидарность выражена через транснациональное сотрудничество между государствами-членами. Например, это имеет место в экологическом законодательстве и управлении противодействия стихийным бедствиям.

В ЕС экологическая солидарность отображается в общем интересе к охране окружающей среды и необходимости транснационального сотрудничества. Это видно, например из преамбулы Директивы 2009/147 ЕС от 30 ноября 2009 года о сохранении диких птиц, виды которых определяются как "общее достояние" государств-членов.

 

Большое количество видов диких птиц, встречающихся в природе на территории государств-членов ЕС, уменьшается по численности, и в некоторых случаях очень быстро. Такое уменьшение представляет серьезную угрозу для сохранения природной среды, главным образом из-за угрозы для биологического равновесия.

Виды диких птиц, встречающиеся на европейской территории государств-членов, являются преимущественно мигрирующими видами. Такие виды являются общим достоянием, а действенная охрана птиц есть типичной трансграничной экологической проблемой, предусматривающей общую ответственность.

Сохранение видов диких птиц, что встречаются в природе на европейской территории государств-членов, необходимо для достижения целей Сообщества по улучшению условий проживания и устойчивого развития.

Мероприятия, которые необходимо принять, должны касаться различных факторов, которые могут повлиять на численность птиц, а именно последствий человеческой деятельности и, в частности, уничтожение и загрязнение их селений, отлова и убийства человеком и торговли, является результатом такой деятельности; строгость таких мероприятий необходимо адаптировать к конкретной ситуации с различными видами в рамках общей политики сохранения.

Сохранение имеет целью долговременную охрану и управление природными ресурсами как неотъемлемой частью достояния народов Европы. Это дает возможность контролировать природные ресурсы и управлять их использованием на основе мер, необходимых для поддержания и регулирования природного баланса между видами настолько, насколько это возможно.

Директива 2009/147 ЕС,

извлечение из Преамбулы

(выделения мои - В.З.)

Директива Совета 92/43/ЕЭС от 21 мая 1992 года об охране природных мест обитания, дикой флоры и фауны признает, что принятие мер, направленных на поощрение сохранения приоритетных природных мест обитания и приоритетных видов, имеющих значение на уровне Сообщества, является общей ответственностью всех государств-членов. При этом констатируется, что это может положить избыточное финансовое бремя на определенные государства-члены, учитывая, с одной стороны, неравное распределение таких мест обитания и видов в Сообществе, и, с другой, тот факт, что принцип "загрязнитель платит" может иметь только ограниченное применение в особом случае касательно сохранения природы. Поэтому, исходя из принципа солидарности, Директива определяет общие принципы деятельности и справедливое распределение расходов для достижения целей Директивы.

Директива 2000/60/ЕС Европейского Парламента и Совета "Об установлении рамок деятельности Сообщества в области водной политики" от 23 октября 2000 года исходит из необходимости трансграничной координации мероприятий по охране вод. В частности, она предусматривает совместные принципы, общие стандарты качества вод и безопасности окружающей среды, чтобы координировать усилия государств-членов, направленные на улучшение охраны вод Сообщества относительно как их количества, так и качества, способствовать стабильному использованию воды, оказывать помощь в решении трансграничных водных проблем, охранять водные экосистемы, а также наземные экосистемы и сильно увлажненные земли, непосредственно зависящие от них, сохранять и развивать потенциальное использование вод Сообщества.

Экологическая солидарность может также предусматривать обязательства не нанести вред территории другого государства, например, из-за загрязнения за пределами государственных границ. Эта идея также отражена в принципе близости утилизации отходов и самодостаточности регионов в обращении с их отходами. Так, Директива 2006/12/ЕС об отходах предусматривает, что для сохранения природных ресурсов необходимо поощрять утилизацию отходов и использования восстановленных материалов в качестве сырья.

Государства-члены принимают соответствующие меры, взаимодействуя с другими государствами-членами, когда такое взаимодействие является желательным или необходимым, для создания комплексной и соответствующей сети сооружений для удаления отходов, учитывая лучшие примененные технологии, не требующие привлечения чрезмерных затрат. Эта сеть должна дать возможность Сообществу в целом стать самодостаточным в удалении отходов, а государствам-членам - двигаться к этой цели отдельно, учитывая географические обстоятельства или потребность в специализированных сооружениях для определенных видов отходов.

Директива 2006/12/ЕС об отходах

ст. 5 (1)

Явные ссылки на солидарность имеются в законодательстве ЕС относительно загрязнения атмосферы и предупреждения экологических катастроф. Здесь солидарность является основой для перераспределения финансовых ресурсов, признавая экономические различия и необходимость поддерживать государств-членов с ограниченными возможностями. С учетом справедливого распределения расходов страны ЕС соглашаются совместно достичь своих обязательств по глобальным климатическим соглашениям (Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Парижское соглашение).

Политическая солидарность государств-членов реализуется в рамках принципов и целей внешней деятельности Союза. В соответствии со ст. 24 ДЕС Союз проводит, определяет и реализует общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на развитии взаимной политической солидарности среди государств-членов на определении вопросов общего интереса и на достижении все более растущей степени сближения действий государств-членов.

Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают общую внешнюю политику и политику безопасности в духе лояльности и взаимной солидарности и соблюдают действия Союза в этой сфере. Государства-члены сотрудничают, чтобы усиливать и развивать взаимную политическую солидарность. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или могут повредить его эффективности как объединительной силы в международных отношениях.

В соответствии со ст. 34 ДЕС государства-члены согласовывают свои действия в международных организациях и на международных конференциях. Они отстаивают на таких форумах позицию Союза. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности организует такое согласование.

В случае, когда в международных организациях и международных конференциях участвуют не все государства-члены, те государства-члены, которые принимают в них участие, отстаивают позицию Союза. Они информируют остальные государства-члены и Верховного представителя о любых вопросах общего интереса.

Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, согласовывают свои действия с другими государствами-членами и Верховным представителем и информируют их в полном объеме. Государства-члены, члены Совета Безопасности, в осуществлении их функций защищают позиции и интересы Союза без нарушения своих обязанностей по Уставу Организации Объединенных Наций. Если Союз определил свою позицию по вопросу, стоящему на повестке дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, государства-члены, которые принимают участие в заседаниях Совета Безопасности, требуют пригласить Верховного представителя, чтобы он изложил позицию Союза.

Экономическая солидарность находит свое проявление во многих положениях ДФЕС. В частности, Совет по предложению Комиссии может, в духе солидарности между государствами-членами, принять решение о мерах, уместных в экономической ситуации, в частности в случае серьезных осложнений в поставках некоторых товаров, особенно в сфере энергетики.

Итак, принцип солидарности является одним из основных принципов Европейского Союза. Каждое государство отвечает само за себя, но благодаря осуществлению общей политики они беспокоятся о том, чтобы экономически менее развитые страны получили помощь от партнеров по ЕС. Этот принцип находит свое воплощение в первую очередь в структурной политике, на которую ЕС ежегодно тратит 40 процентов своего бюджета. Регионы в ЕС, благосостояние которых составляет менее 90% от среднего по ЕС, получают финансовую помощь, которая должна помочь им преодолеть отставание. Со времени расширения на восток выгоду от этого должны получить, прежде всего, новые члены в Центральной и Восточной Европе. Однако и для старых членов это полезно из-за расширения рынков, притока рабочей силы, возможности инвестирования и тому подобное.

4. Мир и солидарность между народами как ценность ЕС

Осознание ценности мира и солидарности в европейском обществе происходило в течение длительного времени. История Европы на протяжении многих веков во многом была историей войн, конфликтов и противостояний, а не мирного сотрудничества и консенсуса. Лишь в ХХ веке после двух мировых войн, унесших миллионы человеческих жизней, разрушивших экономики стран, уничтоживших большое количество памятников материальной и духовной культуры понимания ценности мира приобрело окончательные очертания.

Мир, как правило, рассматривается как состояние покоя и гармонии, период между войнами. Термин употребляется как в значении мира в душе человека, так и в смысле мира между группами людей, народами и государствами. Мир не означает полного отсутствия конфликтов. Он предусматривает согласие разрешать конфликты без применения насилия, что приводит к войне. Большинство этических систем, в том числе религиозных, рассматривает мир как один из важнейших положительных идеалов человечества.

Мир является чрезвычайно важным элементом жизни, это состояние, свободное от насилия, это признак и неотъемлемое условие развития и процветания. Вся деятельность государств, международного сообщества, осуществляется должным образом только в условиях мира. Люди могут заниматься своей работой, творчеством, уважать друг друга, быть защищенными в правах, свободно пользоваться свободами только в условиях мира.

Неотъемлемое условие мира - солидарность. Солидарность, как мы уже видели, может проявляться в коллективных действиях государств (например, для предотвращения экологической катастрофы), предоставлении гуманитарной помощи государству, население которой пострадало от стихийного бедствия, содействии в проведении реформ и тому подобное. Солидарность между народами способствует реализации и укреплению связей в рамках человечества в целом, она является проявлением человеческой природы, единства людей, обусловленной не только общей средой обитания, но и общностью судьбы человечества и его общими ценностями.

Как было отмечено в предыдущих вопросах, учредительные договоры ЕС уделяют большое внимание поддержанию мира и солидарности между народами. В преамбуле Договора о Европейском Союзе задекларировано стремление государств-членов "углубить солидарность своих народов, при этом уважая их историю, культуру и традиции". Статья 3 Договора закрепляет, что Союз поддерживает экономическое, социальное и территориальное единство государств-членов и солидарность между ними (ч. 3). В этой же статье речь идет не только о солидарности государств-членов между собой, но и о мире и солидарности в масштабах всей планеты. Согласно ч. 5 ст. 3 Союз поддерживает мир, безопасность и устойчивое развитие планеты, солидарность и взаимное уважение народов, свободную справедливую торговлю, искоренение бедности и защиту прав человека, в частности прав ребенка, а также строгое соблюдение и развитие международного права, в частности соблюдение принципов Устава ООН.

5. Принцип солидарности и определение правового статуса индивида

Солидарность между индивидами является наиболее развитой по сравнению с другими измерениями солидарности через ее связь с правовым регулированием внутреннего рынка. С этим связана и значительная активность Суда ЕС во внедрении этого принципа. Солидарность между индивидами базируется на сходстве правового статуса индивидов и применении прав, вытекающих из гражданства ЕС.

Суд ЕС для интерпретации социальной солидарности использовал принцип пропорциональности, чтобы обеспечить оказание помощи тем, кто в ней нуждается, но с учетом ограничений по имеющимся ресурсами. В частности, он пытался найти баланс между интересами национальной и транснациональной солидарности в делах, касавшихся граждан ЕС, проживающих в стране не своего гражданства. Этот баланс, с одной стороны, определялся в зависимости от времени, в течение которого лицо было резидентом государства (то есть насколько оно было интегрировано в общество) и ограничением, которое накладывается требованием не возлагать дополнительное финансовое бремя на государство пребывания.

Известным есть Дело Sala v Freistaat Bayern (1998) C-85/96. Мария Мартинес Сала, подданная Испании, проживала в ФРГ с 1968 года в течение 25 лет и имела различные удостоверения на жительство. Срок проживания истек и госпожа Сала подала заявление о его продлении. В 1993 году она родила ребенка и подала заявление о назначении пособия на ребенка. На это она получила отказ, поскольку не имела немецкого гражданства или вида на жительство. Кроме того, в то время она не работала. Суд ЕС установил, что госпожа Сала должна получить помощь, считая 25 лет проживания достаточным временем для ассимиляции в немецком обществе. Он определил, что требовать для назначения помощи от гражданина ЕС документов, которые не должны предоставлять граждане государства-члена (вид на жительство), является дискриминацией.

Позже степень интегрированности в общество государства проживания был введен и в законодательство ЕС. Директива ЕС 2004/38 стала опорной точкой в процессе интеграции ЕС, значительно увеличив возможности граждан ЕС и их семей передвигаться и проживать свободно в рамках ЕС.

Директива ЕС 2004/38 сводит воедино сложное законодательство, которое существовало в этой сфере и создает единый правовой режим свободного передвижения в контексте гражданства ЕС для всех категорий граждан Евросоюза. Она упрощает и укрепляет право свободного передвижения и резиденции для всех граждан ЕС и членов их семей. Она создает важные новые права, такие как расширение прав на воссоединение семьи для зарегистрированных партнеров, а также создание права на постоянное место жительства после пяти лет проживания в принимающей стране ЕС, которое больше не будет зависеть от условий и обстоятельств. Директива также увеличивает защиту против изгнания на основе общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья граждан Евросоюза и членов их семей.

Статья 45 ДФЕС предусматривает, что работники имеют право свободного передвижения в пределах ЕС, включая запрет любой дискриминации, основанной на национальности работника, а также по трудоустройству, заработной плате и других условий труда и отношений с работодателем. Свобода свободного передвижения работника включает:

Право свободного передвижения работников, однако, может быть ограничено на основании охраны общественного порядка, государственной безопасности и общественного здоровья. Эти права по свободному передвижению работников не распространяются на отношения трудоустройства в государственной службе.

Следует отметить, что, хотя роль Суда ЕС в развитии доктрины свободного передвижения работников велика, все же судебную практику в этой сфере обработано значительно в меньшей степени, чем по свободному движения товаров. Принцип свободного передвижения работников более урегулирован на «законодательном» уровне, поэтому больше внимания надо уделить соответствующим регламентам и директивам. Это, в частности:

В свою очередь, Суд ЕС расширил понятие финансовой солидарности, распространив ее на экономически неактивные категории - такие лица, как безработные, члены семьи и студенты. Таким образом, европейское гражданство является само по себе зеркалом солидарности.

6. Солидарность между поколениями

Лиссабонский договор ввел "солидарность между поколениями" (ст 3 ДЭС), как еще один аспект солидарности в правовом порядке ЕС. Это отражает новое осознание ответственности перед будущими поколениями за беспрецедентные демографические изменения, что приводит к уменьшению рабочей силы, численности населения и создает вызовы стабильности и устойчивости систем социального обеспечения.

Солидарность между поколениями по сути выражается через концепцию устойчивого развития, которое вместо того, чтобы быть основанным на единообразии или принятии разногласий, основывается на справедливости распределения и равенстве между поколениями. Это измерение солидарности ориентируется на будущее, на такие цели, как охрана окружающей среды с тем, чтобы будущие поколения могли удовлетворить свои собственные потребности.

Список использованных источников:

  1. Council Declaration on the European Year for Active Ageing and Solidarity between Generations (2012): The Way Forward. 
  2. Domurath I. The Three Dimensions of Solidarity in the EU Legal Order: Limits of the Judicial and Legal Approach. Journal of European Integration. 2013. Volume 35, Issue 4. Pp. 459-475
  3. Keller-Noellett J. The Solidarity Clause of the Lisbon Treaty's. Common Security and Defence Policy. 2018. 

 

 

 


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta