Ценности Европейского Союза

Тема 7. Толерантность как ценность права ЕС

Лекция 7. Толерантность как ценность права ЕС


Ключові терміни:

«преступление ненависти», «язык ненависти», толерантность

 

 

1. Понятие толерантности и его исторические истоки

Поскольку большей частью населения ЕС в качестве европейской ценности признается свобода всех индивидов как право на самоопределение целей и ценностей жизни, то базовой ценностью европейцев может считаться толерантность. Толерантность означает принятие другого человека как «другого», но не как «врага», как мы это наблюдаем в гипертрофированном национализме, шовинизме и религиозном фундаментализме, что строят свою политику на противопоставлении «мы-они» и признании человека другой нации, этнической группы или религии в качестве чужого, враждебного феномена. Сущность толерантности, по мнению большей части исследователей, заключается в свободном исповедании каждым гражданином нравственных, социально-политических или мировоззренческих предпочтений, которые допускают лояльное отношение к аналогичному выбора других. Толерантность декларирует необходимость отказаться от насильственных действий против других через признание в каждом человеческом индивиде равноценного существа, которое имеет право на собственные взгляды.  Толерантность понимается как терпимость к иного рода убеждений, а потому она необходима в отношении к особенностям различных народов, наций и религий [1].

Само понятие «толерантность» вошло в научный обиход в XVI веке во времена Нантского эдикта 1598 года, тогда, когда вышло множество законов о терпимости и когда французские протестанты-гугеноты получили права и разрешения на свободное развитие религиозной жизни.  К фундаментальной схеме европейских ценностей толерантность попала за Нового времени, когда формировались основные институты либерального гражданского общества. В религиозной сфере она выражается в принципах веротерпимости, религиозной свободы и свободы совести.

Расцветом понятий «терпимость» и «толерантность» стали эпоха Просвещения и Реформации. Философия Просвещения рассматривала толерантность в морально-правовой области как моральную добродетель личности. В обществе, в котором большая часть членов сохраняет веру, исповедуя при этом различные религии, веротерпимость связана с представлением о том, что главное в религии - мораль и важно не то, какую веру человек исповедует, а сам факт наличия в ней ( и в обществе) той или иной веры. С исторической точки зрения, веротерпимость - промежуточное решение проблемы толерантности в переходный от традиционного к современному обществу период [1].

Основы теории толерантности были заложены Дж. Локком в работе «Послание о веротерпимости». Автор этого произведения, в частности, отмечал, что «... на твой вопрос, знаменитый человек, какова моя мысль о взаимной веротерпимости христиан, я отвечу коротко: я считаю ее основным критерием истинной церкви. ... Терпимость в отношении тех, кто в религиозных вопросах придерживается других взглядов, настолько согласуется с Евангелием и умом, что слепота людей, которые не видят при столь ясном свете, кажется чем-то ужасным »[2].

Продолжением вышеупомянутого труда стало исследование Дж. Ст.  Миля «О свободе», а современную версию этой теории, что соответствует состоянию плюралистического общества, дал Дж. Ролз в работах «Теория справедливости» и «Политический либерализм».

Работа Дж. Локка "Послание о веротерпимости"

 Много нового в подходе к принципам толерантности и справедливости появилось после Второй мировой войны.  Большую роль сыграли международные организации, в первую очередь, Организация Объединенных Наций. Значительные усилия в направлении материализации категории толерантности в современной жизни приложила Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).  Именно 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года была принята Декларация принципов толерантности. Авторы документа уверены, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

При этом, терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.  Ни в коем случае терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Декларация указывает, что на государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность как никогда важна в современном мире.  Мы живем в эпоху глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.  Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира.  От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Соблюдение принципа толерантности предполагает соблюдение законности, гуманизма и равенства граждан перед законом.  Ни в коем случае она не должна быть декларативной.  Необходимо, чтобы толерантность превратилась в одно из обязательных качеств, которыми обладают юристы-профессионалы, по требованию, которое предъявляют к ним как к специалистам.  Законодательство любого государства также должно сохранять степень толерантности, закрепляя в своих нормах четкое разграничение того, что требует толерантного к себе отношения и что находится вне его [1].

2. Толерантность как критерий членства в ЕС

Толерантность является краеугольным камнем европейской интеграции, а уровень толерантности общества является, по сути, мерилом того, насколько это сообщество морально готово стать частью европейского проекта.  Европейский Союз создал обобщенный образ, который хочет видеть в своих государствах-членах «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, в том числе права лиц, принадлежащих к меньшинствам.  Эти ценности являются общими для государств - членов, в обществе, в котором преобладают плюрализм, недискриминация, толерантность, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами» (статья 2 Договора о ЕС).  Кроме того, в 1993 г. Европейским Союзом были утверждены так называемые Копенгагенские критерии, которые определяют политические, экономические и правовые условия для присоединения к Союзу.  Страны Европы имеют высокий уровень культурного разнообразия, а для того, чтобы совместно просуществовать, нужно иметь не только общие политические и экономические интересы, но и схожие взгляды, цели и ценности.  Следовательно, можно констатировать, что фактор толерантности в международных отношениях становится важным критерием осуществления интеграционного процесса страны-заявителя в европейское сообщество [3]

Таким образом, европейская толерантность неотделима от понятия интеграции. К числу принципов формирования толерантности в Европе М.С. Мириманова и А.С. Обухов относят:

Можно сделать вывод, что европейское понимание толерантности несколько отличается от того понимания, которое сегодня используется в странах постсоветского пространства, так как предполагает соблюдение одного из основных условий - беспрекословного подчинения законам, не всегда встречается в этих странах. Тем не менее, в европейской интеграции накоплен большой опыт формирования толерантного сознания, одной из предпосылок ее формирования были интеграционные процессы.

Социокультурную близость европейских народов и их исторических судеб можно назвать фундаментальной основой европейской интеграции. Со времен средневековья Европа является культурным целым, объединенным христианской религией, на латинском языке, разветвленной торговлей и даже прецедентами единой военной политики (например - крестовые походы). Позже Европа для населения других континентов возникла как единый центр, откуда миром распространялись характерные для эпохи Просвещения идеалы: гражданское общество, личная свобода, демократическое государственное устройство и уважение к правам человека [3].

Тем не менее, следует помнить, что в Париже, Риме, Берлине и Мадриде истинной Европой всегда было принято считать именно ее западную часть, романо-германский мир, ведет свою «родословную» от Римской империи. Западная Европа, чье тесное общение, объединенное римским правом, Папской революцией, крестовыми походами, эпохой Возрождения и Просвещения, вообще традиционно відособлювала от себя культуры и народов, унаследовавших византийскую цивилизацию.  Восточная Европа некоторыми западноевропейскими кругами не воспринимается как собственно Европа.  В связи с этим перед Европейским Союзом до сих пор стоит задача формирования представления о восточной части Европы, как о неотъемлемой части ЕС, без которой невозможно существование полноценной Единой Европы во всех ее смыслах.  Данная задача является, по сути, задачей по формированию толерантного сознания жителей ЕС [3].

3. Противодействие нетерпимости и преступлениям ненависти в праве Совета Европы практике Европейского суда по правам человека

Одним из самых угрожающих проявлений нетерпимости являются так называемые «язык ненависти» и «преступления ненависти».  Термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» прямо не упоминаются в ЕКПЧ, однако неоднократно употребляются в рекомендациях Комитета Министров СЕ (далее - КМСЕ), актах ЕКРН и других рабочих органов Совета Европы, а также в судебной практике ЕСПЧ.

 Термин «преступления ненависти» неоднократно определялся в официальных документах СЕ, однако наиболее современным является определение предоставленное в общей Рекомендации № 15 ЕКРН государствам-участникам по борьбе с языком ненависти, принятой 8 декабря 2015 года (далее - Рекомендация № 15). В этом документе термин «преступление ненависти» определяется как преступление, мотивированный предвзятым или отрицательным отношением к определенной группе людей. При таком подходе понятие «преступление ненависти» является достаточно объемным, так как охватывает все случаи совершения преступного деяния по мотивам предвзятого или отрицательного отношения к определенной группе людей, то есть как насильственные, так и ненасильственные преступления.

Хроника случаев преступлений ненависти в Украине

Термин «язык ненависти» ( «hate speech») на уровне актов КМСЕ был определен в Рекомендации КМСЕ государствам-участникам по вопросам «языка ненависти», принятой 30 октября 1997 г. (далее - Рекомендации №R(97)20) как понятие, охватывающее все формы самовыражения: распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в форме агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации и враждебности по отношению к меньшинствам, мигрантам и лицам с эмигрантскими корнями.

У Рекомендації № 15 слово «ненависть» («hatred») визначається як психічне ставлення, яке характеризується сильними і безпідставними емоціями осуду, неприязні або відрази до певної цільової суспільної групи. Термін «мова ненависті» («hate speech») у Рекомендації № 15 визначається як поняття, що охоплює одну чи декілька форм вираження поглядів – тобто пропагування, стимулювання або підбурювання до дифамації, нетерпимості або образ окремої особи або групи людей, так само як будь-яке приниження, знущання, формування негативних стереотипів, цькування або погрожування такій особі або групі осіб, а також будь-яке виправдання будь-якої із цих форм вираження поглядів, – які базуються на певній ознаці або статусі, перелік яких не є вичерпним, в тому числі, наприклад таких як раса, колір шкіри, мова, релігія або вірування, національність, національна або етнічна ідентичність, так само як походження, вік, інвалідність, стать, гендер, гендерна ідентичність або сексуальна орієнтація.

В Рекомендации №15 слово «ненависть» ( «hatred») определяется как психическое отношение, которое характеризуется сильными и безосновательными эмоциями осуждения, неприязни или отвращения к определенной целевой общественной группе. Термин «речь ненависти» ( «hate speech») в Рекомендации №15 определяется как понятие, охватывающее одну или несколько форм выражения - то есть пропаганда, стимулирование или подстрекательство к диффамации, нетерпимости или обида отдельного лица или группы людей, так же как любое унижение, издевательство, формирование негативных стереотипов, травля или погрожування такому лицу или группе лиц, а также любое оправдание любой из этих форм выражения, - которые базируются на определенном признаке или статусе, перечень которых не является исчерпывающим, в том числе, например таких как раса, цвет кожи, язык, религия или верования, национальность, национальная или этническая идентичность, так же как происхождение, возраст, инвалидность, пол, гендер, гендерная идентичность или сексуальная ориентация.

Следует отметить, что право СЕ по борьбе с нетерпимостью, языком ненависти и преступлений ненависти развивалось постепенно, со временем охватывая все более широкий круг признаков и статусов, которые могут стать причиной нетерпимости и ненависти. Основу права СЕ по борьбе с преступлениями ненависти и нетерпимости заложили международные акты, предусматривающие запрет дискриминации, наличие которой в обществе всегда служит предпосылкой возникновения нетерпимости.

Антидискриминационные меры по признаку языка были детализированы в Европейской хартии региональных языков и языковых меньшинств 1992 г., в соответствии с ч.2 ст. 7 которой стороны обязуются устранить, если они этого еще не сделали, любые необоснованные различия, исключения, ограничения или преимущества, которые касаются использования регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью помешать или создать угрозу ее сохранению или развитию.

Дискриминация в трудовых отношениях по признаку пола и другим признакам была запрещена положениями Европейской социальной хартии 1996 г., Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. Европейская конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне 1992 г. создала механизмы предотвращения дискриминации по признакам национальности, этнического или национального происхождения.

В 1997г. КМСЕ предоставил государствам-участникам рекомендации по вопросам «языка ненависти», ссылаясь на Конвенцию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Резолюцию (68) 30 Комитета Министров о мерах, которые необходимо принять для ликвидации разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти. В этом году КМСЕ принял Рекомендацию № (97) 21 «СМИ и содействие культуре терпимости», в которой отметил, что СМИ могут внести позитивный вклад в борьбу с нетерпимостью, поощряя, в частности, культуру понимания между различными этническими, культурными и религиозными группами общества. В приложении к этой рекомендации отмечается, что проблема нетерпимости требует осуждения как со стороны общественности, так и самими СМИ.

В 2007 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее - ПАСЕ) приняла Рекомендацию 1805 (2007) от 29 июня 2007 г. «О святотатстве, религиозных оскорблениях и враждебных высказываниях в адрес лиц в связи с их религией». В 2010 г. КМСЕ принял Рекомендации CM/Rec(2010)5 «О мерах по борьбе против дискриминации по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности». Значительное место в системе средств противодействия нетерпимости и преступлениям ненависти занимают рекомендации ЕКРН, которая является коллегиальным органом СЕ по мониторингу расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости с точки зрения защиты прав человека и Конвенции. В 1993 г. ЕКРН приняла План действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью, в 1998 г. - Европейскую хартию политических партий за нерасистское общество, а в 2005 г. - Декларацию об использовании расистских, антисемитских и ксенофобских элементов в политическом дискурсе.

Как уже отмечалось, термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» не используются в тексте Конвенции. Однако, из-за оценочного характера многих других ее понятий особое значение для борьбы с этими явлениями приобретает толкование положений Конвенции ЕСПЧ при принятии решений.

ЕСПЧ, решая дела по нетерпимости и дискриминации употребляет термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» в значениях, которые содержатся в праве СЕ, прежде всего - в Рекомендации № R (97) 20, а иногда даже прямо на нее ссылается, в частности, как в деле Gündüz v. Turkey. В то же время, ЕСПЧ не ограничивается этой дефиницией при решении дел, исходя из того, что обстоятельства каждого дела уникальные и использование терминологии не должно ограничить его возможность решать будущие дела. ЕСПЧ следует в делах этого типа доктрине автономных понятий и не имеет обязанности следовать своим предыдущим решением.

Список использованных источников:


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta