Ценности Европейского Союза

Тема 8. Свобода, безопасность и правосудие

Лекция 8. Свобода, безопасность и правосудие


Ключові терміни:

FRONTEX, Безопасностью, Европол, Евроюст, Правосудие, Свобода, Шенгенская информационная система, пропорциональность, пространство свободы, безопасности и правосудия, справедливости, элементы права на судебную защиту

8.1  Свобода, безопасность и справедливость как ценности ЕС

Как указано в преамбуле Хартии основных прав ЕС, вводя гражданство Союза и пространство свободы, безопасности и правосудия, Союз делает человеческую личность центром своей деятельности. Человекоцентричность политики и права ЕС проявляется в той или иной степени во всех ценностях, на которых Союз основывается, однако, свобода, безопасность и справедливость (правосудие), видимо являются важнейшими благами, которые могут и должны быть гарантированы публичной властью индивидам. Если мы обратимся, например, к уже рассмотренным нами ценностей, таких как плюрализм, достоинство, солидарность или толерантность, то их внедрение в общество в большей степени зависит от самих членов этого общества, от того, насколько они их понимают и разделяют. При этом, конечно, нельзя уменьшать роль государства, или надгосударственного образования, поощряющие развитие этих ценностей, способствуют их распространению, защищают, путем установления степени свободы и справедливости и обеспечения безопасности каждого индивида. Следовательно, мы можем назвать свободу, безопасность и справедливость своего рода "обеспечительными" ценностями, дающими личности пространство для самореализации, создают почву для беспрепятственной реализации прав.

Кроме такой инструментальной ценности - способности быть средством для свободного развития индивида, достижения тех или иных собственных целей, результатов, свобода, безопасность и справедливость имеют также собственную ценность. Их гарантированность уже сама по себе является благом. Различия между собственной и инструментальной ценностью этих благ в примере свободы можно понять, ознакомившись со следующим текстом:

Доктор социологии Антон Олейник в своей лекции "О ценности свободы или во что оценить свободу?" приводит пример, иллюстрирующий инструментальный подход к оценке свободы:

"Я могу сослаться на случай в той провинции Канады, где я преподаю, - Ньюфаундленд. Она до 1949 года была самоуправляющейся территорией, имела свою власть. А затем вследствие демократически выявленного мнения населения, было решено, что экономические трудности, с которыми столкнулась государство (а в то время это было именно государство), превышают те преимущества, которые дает статус свободной страны. Поэтому, собственно, и было решено объединиться с Канадой. Как следствие, власти страны стали властью территории, и статус автономии тоже в определенном смысле был утрачен, несмотря на то, что устройство Канады дает значительно больше свобод, чем, скажем, аналогично в России или Украине.

В каком смысле свобода в этом случае была оценена инструментально? Сравнивались затраты и выгоды от того, что можно сделать, сохраняя автономию, с затратами и выгодами по продаже этой свободы за большие деньги. В этом случае деньги действительно были большими. Кредиты, субвенции, выделенные центральным правительством стали на тот момент существенным фактором для принятия решения.

Второй подход не предполагает прагматического оценивания свободы. Согласно ему, ценным является сам факт, что человек или сообщество имеет возможность принимать решения самостоятельно, даже если материальные выгоды при этом являются малоочевидными или не слишком существенными. В этом случае собственная ценность свободы является мерилом свободной жизни человека, его способности определять свою судьбу, выбирать траекторию развития, жизненные цели и ценности."

Еще один пример, можно привести в этом аспекте, - безвизовый режим с ЕС, введенный для Украины с 11 июня 2017 года. С одной стороны, каждый гражданин Украины, имеющий биометрический загранпаспорт, может воспользоваться этим режимом, не оформляя визы при въезде в страны Шенгенской зоны с целью краткосрочного пребывания (инструментальная ценность). С другой стороны, ценно само осознание такой возможности - в любое время отправиться в Европу без лишних бюрократических преград, очередей в посольстве или консульстве, а также осознание взаимного доверия между ЕС и нашим государством (собственная ценность). Даже если сейчас, в данный момент времени мы не имеем средств, физической возможности или и необходимости для такого путешествия, свобода передвижения является ценностью самой по себе.

Свобода это возможность человека выбирать вариант своего поведения с учетом объективных обстоятельств, собственных склонностей и интересов, ценностных ориентаций и т.д., это автономность индивида, свободное проявление себя как личности. Свобода человека в обществе требует сознательного отношения к своему поведению, нравственного контроля над собой, понимание необходимости подчиняться общечеловеческим ценностям и императивам, ответственности за свои поступки.

Свобода - это довольно многогранное понятие, которое включает в себя как общую философскую категорию, так и юридический термин. Оценивая свободу как одну из ценностей ЕС, стоит отметить, что она охватывает, по крайней мере, такие составляющие как свобода и личная неприкосновенность, свобода слова, свобода мирных собраний и т.д., а также свободы свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, лежащие в основе построения общего рынка в ЕС.

Большое внимание уделено различным аспектам свободы в Хартии основных прав ЕС, раздел II которой так и называется "Свободы". В него включены право на свободу и безопасность (статья 6), право на уважение частной и семейной жизни (статья 7), право на защиту персональных данных (статья 8), право на брак и право на создание семьи (статья 9), право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Из данного права вытекает свобода изменять вероисповедание или убеждения, а также свобода индивидуально или коллективно, в частном порядке или в общественных местах исповедовать свою религию или свое убеждение в форме культа, обучения, религиозных обрядов и совершения ритуалов (статья 10), право на свободу слова. Каждый человек имеет право на свободу выражения мнений. Данное право включает в себя свободу придерживаться собственных взглядов и свободу получать или распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичных властей и вне зависимости от государственных границ (статья 11), право на свободу мирных собраний и на свободу объединения на всех уровнях, в частности в делах политических, общественных и профсоюзных, включая право каждого создавать профессиональные союзы и присоединяться к ним для защиты своих интересов (статья 12), свободу искусства и науки, включая академическую свободу (статья 13), право на образование и на доступ к профессиональному обучению и его продолжение, охватывает возможность получать бесплатное обязательное образование (статья 14), свободу выбора профессии и право на труд (статья 15), свободу предпринимательства (статья 16), право на собственность (статья 17), право на убежище (статья 18) и защиту в случае выдворения, высылки или выдачи (статья 19).

Как видно из положений статьи 6 Хартии, со свободой тесно связана безопасность личности и государства. Безопасность это состояние, при котором не возникают внешние или внутренние факторы, что образуют или могут образовывать угрозы негативных последствий для индивида или сообщества. Как ценность безопасность предусматривает такие условия для существования человека и общества, в которых отсутствует вред жизни, здоровью (как физическому, так и психическому) индивида, отсутствуют препятствия для достижения целей, не противоречащих правовым и моральным устоям общества, защищены жизненно важные интересы личности или сообщества. Вопросам безопасности в ЕС, в частности, борьбе с терроризмом и другими преступлениями, экологической безопасности, безопасности в киберпространстве и т.д. уделяется значительное внимание. При этом исходным принципом в этой сфере является пропорциональность - обеспечение разумного баланса частных и публичных интересов, недопущение установления органами власти обязанностей и ограничений, кроме надлежащих и необходимых для достижения соответствующих целей. Пропорциональность предусматривает также пропорциональную связь между средствами и целями: польза для общества должна быть больше, чем нанесенные в результате административных ограничений неудобства. Принцип пропорциональности закреплен в статье 5 ДЕС и последовательно воплощается в практике Суда ЕС.

Категории "справедливость" и правосудие"во многих языках обозначаются одним и тем же словом (например, на английском - justice). Это не случайно, ведь очевидно, что для обеспечения справедливости - нравственного принципа, идеала, который отражает равное и адекватное поведению каждого члена общества отношение к нему, защита прав и наказание за вредные для блага других действия - именно правосудие приобретает решающее значение. Правосудие - это деятельность судов, по решению дел в определенной процедуре, средство защиты прав, установление и восстановление справедливости.

Эффективные национальные системы правосудия имеют решающее значение для отстаивания ценностей, на которых основан ЕС, для реализации законодательства ЕС и для укрепления взаимного доверия. Они также играют ключевую роль в создании благоприятной для инвестиций среды, восстановлении доверия, обеспечении большей регулятивной предсказуемости и устойчивого роста. Эффективные системы правосудия имеют решающее значение для обеспечения верховенства права.

В Хартии основных прав ЕС правосудию или справедливости посвящен раздел VI. В нем помещен минимальный стандарт права на справедливый суд, который гарантируется ЕС. Так, статья 47 предусматривает право на эффективное обжалование и на доступ к беспристрастному суду. Согласно ей, каждое лицо, чьи права и свободы, гарантированные правом Союза, были нарушены, имеет право на эффективную правовую защиту в суде. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство его дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, предварительно созданным по закону. Каждый имеет возможность получать консультации, пользоваться защитой и иметь представителя. Правовая помощь оказывается тем, кому не хватает достаточных средств, при условии, что эта помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к правосудию.

Статья 48 посвящена презумпции невиновности и праве на защиту. Каждый обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана согласно закону. Каждому обвиняемому, гарантируется соблюдение его права на защиту.

Статья 49 закрепляет принципы законности и пропорциональности уголовного преступления и наказания. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления на основании любого действия или бездействия, которое в момент его совершения не являлось уголовным преступлением в соответствии с национальным законодательством или международным правом. Также не может быть назначено наказание строже чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения уголовного преступления закон предусматривает менее строгое наказание, то применяется менее суровое наказание. Эта статья не препятствует судебному разбирательству, а также наказанию лица, виновного в действии или бездействии, которые в момент их совершения подлежали уголовной ответственности согласно общим принципам права, признанными мировым сообществом. Суровость наказания не должна быть непропорциональной уголовному правонарушению.

В соответствии с положениями Хартии никто не может быть вновь осужден или наказан в порядке уголовного судопроизводства за правонарушение, за которое лицо уже было окончательно оправдано или признано виновным в пределах Союза в соответствии с законом.

8.2  Пространство свободы, безопасности и правосудия

Цель преобразования Европейского Союза в пространство свободы, безопасности и правосудия (The area of ​​freedom, security and justice - AFSJ) была задекларирована Амстердамским договором о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, Договоры об учреждении Европейских Сообществ и некоторые связанные акты, который был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Эта цель, подтверждена через десять лет Лиссабонским договором и Хартией основных прав ЕС, свидетельствовала о решимости государств-членов ЕС превратить преимущественно экономическое объединение, рынок без государственных границ на несколько больше - новый вид наднационального политического пространства. Индивид должен быть поставлен в центр деятельности этого образования путем установления гражданства ЕС и создания пространства свободы, безопасности и правосудия.

В сфере построения AFSJ очевиден поэтапный подход к евроинтеграции. Первоначально эта сфера сотрудничества государств не имела наднациональных черт и касалась сотрудничества судебных и правоохранительных органов. В соответствии с Маастрихтским договором вопросы, касающиеся иммиграции, убежища, взаимодействия судебных органов и т.д. решались на межправительственном уровне, Амстердамский же договор интегрировал их в рамки Сообщества. Лиссабонский договор распространил коммунитарный метод практически на все аспекты в сфере юстиции и внутренних дел, ликвидировав так называемую "третью опору" ЕС и относя AFSJ к совместной компетенции Союза и государств-членов (ст. 4 ДФЕС). Суд ЕС обладает компетенцией относительно толкования и применения всех положений коммунитарного права в этой сфере.

 В Преамбуле действующей редакции Договора о Европейском Союзе задекларировано непоколебимое стремление способствовать свободному движению лиц и одновременно обезопасить свои народы, основывая пространство свободы, безопасности и правосудия в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза. В соответствии со статьей 3 ДЕС Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия - это пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное передвижение лиц вместе с соответствующими мерами, связанными с контролем на внешних границах, убежищем, иммиграцией и предупреждением, борьбой с преступностью. Нормативные основы AFSJ заложены, в первую очередь, разделом V ДФЕС, с названием "Пространство свободы, безопасности и правосудия".

AFSJ включает в себя сотрудничество во многих сферах, что, в частности, охватывает:

Наиболее известными широкой общественности и успешными проектами AFSJ, Которые, с одной стороны, стали основой утверждения ряда свобод граждан ЕС, а с другой - краеугольным камнем европейской безопасности, являются шенгенская зона и шенгенская информационная система, европейский ордер на арест, деятельность Европола, Евроюста, FRONTEX - Европейского агентства пограничной и береговой охраны.

Шенгенская зона охватывает 26 европейских государств, которые присоединились к шенгенскому доработку ЕС и отменили пограничный контроль между собой.

Карта Шенгенской зоны. Синим цветом выделены государства ЕС, присоединившиеся к Шенгенской зоне, зеленым - государства, которые не являются членами ЕС, однако внедрили Шенгенский доработок, красным - страны, которые обязались его внедрить, и оранжевым - страны, не присоединившиеся

Шенгенская информационная система (SIS) является базой данных, поддерживаемая Европейской комиссией. SIS является наиболее широко используемой системой для обмена информацией, обеспечение управления границами и их безопасностью в Европе. База содержит данные о лицах и предметах, которые пересекали границы Шенгенской зоны, допущенные иностранцами правонарушения и применены к ним меры ответственности, утеряны или потеряны документы и тому подобное. Она позволяет компетентным национальным органам (полиции, пограничным службам) консультироваться, предоставлять предупреждения в отношении лиц или предметов, координировать действия. В конце 2017 года в SIS было более 76,5 миллионов записей, к ней обращались 5,2 миллиарда раз.

SIS работает в 30 европейских странах, включая 26 государств-членов ЕС (только Ирландия и Кипр еще не подключены к SIS), и 4 страны Шенгенской зоны, не входящих в ЕС (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия). Болгария, Румыния и Хорватия не входят в состав Шенгенской зоны. Однако с августа 2018 года Болгария и Румыния начали использовать SIS полностью. В Великобритании действует SIS, но, так как она решила не присоединяться к Шенгенской зоне, она не может получить доступ ко всем шенгенским предупреждениям.

Европейский ордер на арест (EAW) действует на территории государств-членов ЕС. После выдачи такого ордера государства-члены обязаны разыскивать подозреваемого на своих территориях, а после нахождения должны задержать и выдать в целях уголовного или судебного преследования. Ордер может быть выдан только на разыскивание лиц, подозреваемых в совершении преступления, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок не менее 1 года. Лица, в отношении которых обвинительный приговор уже вынесен, должны быть осуждены к наказанию не менее, чем на 4 месяца лишения свободы.

Логотип европейского ордера на арест

Европол - Агентство ЕС по сотрудничеству правоохранительных органов - имеет своей задачей, согласно статье 88 ДФЕС, поддержку и укрепление деятельности полицейских органов и иных репрессивных служб государств-членов, их взаимного сотрудничества в предотвращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или большее число государств-членов, терроризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза.

 

 Europol building, The Hague, the Netherlands - 931.jpg

Штабквартира Европола в Гааге, Нидерланды

Евроюст - Агентство ЕС по вопросам судебного сотрудничества по уголовным делам. Его основой является коллегия с 28 опытных судей, прокуроров и полицейских из государств-членов. Задачей Евроюста в соответствии со статьей 85 ДФЕС является поддержание и усиление координации и сотрудничества национальных органов, ответственных за проведение расследований  и уголовного преследования по фактам тяжкой преступности, которая затрагивает два или большее число государств-членов либо требует проведения уголовного преследования на общих началах - исходя из операций, осуществляемых органами государств-членов и Европолом, и на базе предоставленной ими информации. 

FRONTEX - Агентство пограничной и береговой охраны, отвечающее за охрану внешних границ государств-членов, имеет широкие полномочия по борьбе с нелегальной миграцией, терроризмом и тому подобное. FRONTEX также осуществляет широкий спектр мер по внешнему сотрудничеству, в том числе с Украиной в аспекте оценки рисков и обеспечения режима общих границ.

Комплекс "Варшавский шпиль", в котором на 6-13 этажах размещена штаб-квартира FRONTEX и логотип организации с официального сайта

Мы привели лишь краткий обзор институтов и инструментов, с помощью которых ЕС стремится обеспечить пространство свободы, безопасности и правосудия. Совместное использование ценностей ЕС является необходимым условием достижения этой цели, установленной учредительными договорами, основой взаимного доверия государств-членов в осуществлении политики, связанной с AFSJ. Когда существует явный риск тяжкого нарушения государством-членом этих ценностей ДЕС предусматривает возможность приостановления отдельных прав соответствующего государства-члена, включая право голоса в Совете (статья 7 ДЕС).

8.3  Право на справедливый суд

ЕС часто критикуют за то, что его деятельность ЕС слишком сосредоточена на безопасности, а не на справедливости. Например, ЕС ввел европейский ордер на арест, но не создал нормативного доработка по совместным правам для арестованных по этому ордеру человек. Их права и в дальнейшем обеспечиваются в рамках соответствующих национальных правопорядков. Имея усиленные полномочия в соответствии с Лиссабонским договором, вторая Комиссия Баррозу в 2010 году создала отдельную должность комиссара по вопросам правосудия (ранее эти полномочия были объединены с безопасностью в рамках одного портфеля комиссара по правосудию, свободе и безопасности). Государства-члены обязаны предоставлять комиссару отчеты о выполнении Хартии основных прав. Кроме того, Комиссия выдвигает предложения по совместным правам для подсудимых, минимальных стандартов для условий в тюрьмах и обеспечение того, чтобы жертвы преступлений были должным образом защищены, где бы они не находились в ЕС. В последние годы приняты такие важные документы как Директива 2012/13/EU о праве на информацию в уголовном процессе и Директива 2013/48/EU о праве на доступ к адвокату, право на информирование третьих сторон о задержании и право на общение с третьими лицами и консульскими представителями.

Сейчас стандарты права на справедливый суд лежат преимущественно в плоскости деятельности Совета Европы и Европейского суда по правам человека. Часть 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет такие элементы права на судебную защиту: право на рассмотрение дела, справедливость судебного разбирательства, публичность рассмотрения дела и принятия решения, разумный срок рассмотрения дела, рассмотрение дела судом, созданным на основании закона, независимость и беспристрастность суда. В соответствии со статьей 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, исполняющими свои официальные полномочия. При этом следует иметь в виду часть 3 статьи 52 Хартии основных прав ЕС, согласно которой при условии, что Хартия содержит права, соответствующие правам, гарантированным Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, их содержание и применение совпадают с содержанием и применением, установленными Конвенцией. Право ЕС может оказывать этим правам более широкую защиту.

Список использованных источников:

  1. Frontex, the European Border and Coast Guard Agency
  2. Justice, Freedom and Security / EUR-Lex. Access to European Union Law
  3. Justice and Home Affairs Agencies 
  4. Олійник А. Про цінність свободи або у що оцінити свободу / CREDO

 


© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta