Ценности Европейского Союза

Тема 9. Демократия как ценность права ЕС

Лекция 9. Демократия как ценность права ЕС


Ключові терміни:

Гражданское общество, Демократия

 

9.1  Демократия как цивилизационный феномен: распространение в мире и вызовы современности

Понятие демократии берет свое начало с античности, оно эволюционировало исторически и с развитием человечества постоянно меняется, приобретает новые черты и измерения. Демократия как режим и способ публичного управления доказала свою эффективность успехом западноевропейских государств, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. В период с 1970 до 2010 года исследователи отмечают невиданный до сих пор в мире рост демократий, распространение европейских демократических традиций и принципов по всему Земному шару.

По оценкам международной неправительственной организации Freedom House на 1973 год только 45 стран из 151 (которые существовали в то время) были демократическими. Испания, Греция, Португалия и ряд стран Латинской Америки были в этот период диктатурами, Восточная Европа переживала эксперимент по построению социализма, в Китае происходила Культурная революция, большинство стран Африки были под властью пожизненных коррумпированных президентов, которые ради личной выгоды заигрывали то с СССР, то с западными странами, с целью получения личной выгоды без всякого внимания к действительным интересам своих народов.   

В 1990-годах уже около 120 стран мира (более 60% мировых независимых государств) превратились в избирательные демократии. Завершение холодной войны активизировало волну демократии, которая началась в 1970-х годах. Падение Берлинской стены в 1989 году и распад Советского Союза в 1991 году открыли путь для формирования или восстановления либерально-демократических институтов не только в Восточной Европе, но и в Латинской Америке, Африке, Азии. В период с 1988 по 2005 год показатель несвободы в мире (страны, отмеченные в рейтинге Freedom House как недемократические), снизился почти на 14 пунктов (с 37 до 23%), а доля свободных стран выросла с 36 до 46%.

 Переход к демократии стал результатом того, что миллионы ранее пассивных людей во всем мире организовались и присоединились к участию в политической жизни своих обществ. Этой социальной мобилизацией двигало множество факторов: расширение доступа к образованию, которое подтолкнуло людей к более полному осознанию себя и политики в мире вокруг; информационные технологии, которые способствовали быстрому распространению идей и знаний; дешевые путешествия и коммуникации, позволяющие людям "голосовать ногами", если им не нравятся их правительства; высокий уровень благосостояния, который мотивирует людей требовать лучшей защиты своих прав.

 

Однако эта волна демократизации достигла пика в конце ХХ века, а в первые десятилетия XXI века наступила "демократическая рецессия". Примерно каждая пятая страна из новых демократий вернулась к авторитаризму, или, по крайней мере, ее демократические институты потерпели значительной эрозии. Так, Freedom House отмечает, что с 2005 года уровень свобод по всему миру начал стабильно снижаться, чего не наблюдалось с момента, когда организация начала свои измерения в 1973 году.

Freedom in the World 2019 Map / Карта распространения свободы и деморатии в мире по итогам 2018 года с сайта организации Freedom House. Зеленым цветом обозначены свободные демократические страны, желтым - частично свободные, синим - страны с высоким уровнем несвободы

В исследованиях отдельных ученых констатируется, что лишь около 20 государств мира, по крайней мере, во второй половине ХХ в. можно было назвать "стабильными демократиями". Придирчивый взгляд и анализ позволяет констатировать, что здесь имеет место региональный культурно-цивилизационный феномен - это государства ареала Западной Европы и Северной Америки. Исключение составляют, с некоторыми оговорками, Япония, Индия и Израиль. При этом в период с 2005 до 2018 года доля стран с высоким индексом несвободы возросла до 26 процентов, а доля свободных - снизилась до 44 процентов.

Общественно-политическая практика последних десятилетий дает основание утверждать о более или менее успешном распространение принципов демократического развития в ощутимо более широких географических пределах. Так, основанные на рубеже 1990-х гг. трансформационные сдвиги в странах Восточной Европы стали своеобразным триумфом демократии на континентальном пространстве, где довольно мощно стали утверждаться европейские демократические ценности. Сейчас из всех стран ЕС только в Венгрии (впервые с 1990 года) Freedom House отмечает начальные проблемы с реализацией демократических свобод. Однако, даже в этой стране индекс свободы и демократии составляет 70 пунктов из 100 возможных, тогда как Украина имеет только 60.

Результаты мониторинга Freedom House уровня свободы и демократии в Украине. Общий индекс составляет 60 пунктов из 100 максимальных. Составляющие индекса включают общий уровень свободы (3,5) уровень обеспечения политических прав (3), уровень реализации гражданских прав и свобод (4), где 1 является наилучшим, а 7 - наихудшим показателем

В общем, страны Европы все же заслуживают обозначения "колыбели демократии". Поддержка демократии сильная в Западной Европе, особенно в Норвегии, Исландии, Дании и Греции. Однако, чем дальше на восток, тем меньше поддержка демократии. По данным программы European Values ​​Study в Российской Федерации и бывших советских государствах Эстонии и Латвии только один человек из пяти считает, что демократическая система является «очень хорошей». Такое отношение к демократии в странах Восточной Европы можно объяснить. Во-первых, некоторые постсоциалистические демократии по западным стандартам, очень бедные, имеют контролируемые государством или олигархами средства массовой информации. Во-вторых, в Восточной Европе демократия еще очень молода. Установление доверия к демократическому государству - это процесс, который длится много лет. В-третьих, во время коммунистического режима демократия давала надежду. Не понимая истинной природы и возможностей демократии, люди думали, что демократическое общество моментально решит их проблемы, и не принимали во внимание длительный переходный период, включая противодействие антидемократических сил, недобросовестную борьбу за власть, популизм, социальные волнения. Подобное инфантильное отношение к демократии наблюдается сейчас и в Украине, ведь многие украинцы не чувствуют своей ответственности за изменения в стране, а только требуют этих изменений от власти.

9.2  Измерения понятия "демократия". Роль гражданского общества

В определении феномена демократии - несколько измерений. Они в совокупности определяют ее сущность почти полностью. Демократия возникает, во-первых, элементом формы государства, политическим (государственным) режимом; во-вторых, она является формой организации гражданского общества; в-третьих, демократия - это политическое мировоззрение и соответствующее общественно-политическое движение. Эти определения дополняются освещением понятия демократии как социальной и политической ценности, как политического процесса и тому подобное.

Одним из основных достижений современной европейской цивилизации можно считать то, что общество перестало делиться на подвластных и тех, кто властвует, превратившись в общество по-настоящему гражданское. Гражданское общество можно понимать как «третий сектор» общества, отличающийся от правительства и бизнеса, он охватывает неправительственные организации, представляющие интересы и волю граждан, общественные движения, отдельных индивидов, которые демонстрируют независимую от власти социально ответственную позицию.

Каждый член этого общества может участвовать в управлении делами государства или общины, контролировать деятельность чиновников, учреждать или поддерживать общественные инициативы. Гражданское общество взаимодействует с публичной администрацией и администрация вынуждена с ним считаться. Оно является равноправным партнером власти в решении многих задач социального, экономического, гуманитарного и иного характера. Поддержка, оказанная Украинской армии в начале конфликта на Донбассе, - яркий пример того, что даже в военных и безопасных аспектах роль гражданского общества может быть решающей. Однако, приходится констатировать, что осознание гражданской ответственности и потребности в солидарности в нашей стране, в отличие от развитых западных демократий, имеет, скорее, эпизодический характер, диктуется определенными угрозами или пиком патриотического подъема, что по определению не может продолжаться постоянно.

9.3  Демократические основы Европейского Союза

Демократия, наряду с уважением к фундаментальным правам человека и верховенством права, является одним из трех основных факторов, которые скрепляют Европейский Союз. В статье 2 ДЕС четко зафиксировано, что «Союз основан на принципах свободы и демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также верховенства права; эти принципы совместно разделяют все государства-члены».

Демократия является одним из фундаментальных принципов ЕС. Все государства-члены имеют право голоса, а члены Европейского парламента избираются путем прямого публичного голосования. Деятельность ЕС регулируется следующими тремя демократическими принципами:

Равенство - в соответствии со ст. 9 ДЕС во всех своих действиях Союз придерживается принципа равенства своих граждан, получающих одинаковое внимание от учреждений, органов, служб и агентств Союза.

Представительство - функционирование Союза основано на принципе представительной демократии (ст. 10 ДЕС). Члены Европейского Парламента избираются путем прямого публичного голосования. Они представляют граждан государств-членов. Выборы проводятся каждые пять лет. Европейский парламент вместе с Советом министров принимает юридически обязательные акты ЕС - регламенты, директивы, решения. Парламент также утверждает бюджет Союза вместе с Советом. Все международные соглашения также ратифицируются Европейским парламентом. Лиссабонский договор подчеркивает роль национальных парламентов. Теперь они могут принимать более активное участие в работе ЕС. Мероприятия ЕС принимаются только в том случае, если они являются более эффективными, чем национальные меры для достижения соответствующих целей. Национальный парламент может принять участие в принятии мер на уровне ЕС и имеет право получать информацию о решениях, принятых представителями государств-членов в Совете министров.

Участь - громадяни ЄС мають право брати участь у прийнятті рішень ЄС та отримувати інформацію про всі дії Союзу. Установи належними засобами надають громадянам та представницьким об’єднанням змогу висловлювати свої погляди в усіх сферах діяльності Союзу та прилюдно обмінюватися думками. Установи підтримують відкритий, прозорий та регулярний діалог з представницькими об’єднаннями та громадянським суспільством. Європейська Комісія провадить широкі консультації із зацікавленими сторонами, щоб забезпечити узгодженість та прозорість діяльності Союзу. Щонайменше один мільйон громадян, що є громадянами значної кількості держав членів, можуть запропонувати Європейській Комісії в межах її повноважень висунути будь-яку належну пропозицію з питань, щодо яких, на їхню думку, треба ухвалити правовий акт Союзу на виконання Договорів (стаття 11 ДЄС). 

Участие - граждане ЕС имеют право участвовать в принятии решений ЕС и получать информацию обо всех действиях Союза. Учреждения надлежащими средствами предоставляют гражданам и представительным объединением возможность выражать свои взгляды во всех сферах деятельности Союза и публично обмениваться мыслями. Учреждения поддерживают открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными объединениями и гражданским обществом. Европейская Комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить согласованность и прозрачность деятельности Союза. По меньшей мере один миллион граждан, являющихся гражданами значительного количества государств-членов, могут предложить Европейской Комиссии в пределах ее полномочий выдвинуть любое надлежащее предложение по вопросам, в отношении которых, по их мнению, нужно принять правовой акт Союза на выполнение договоров (статья 11 ДЕС).

Список использованных источноков:

  1. Democracy in Retreat Freedom in the World 2019
  2. Кудряченко А. Засадничі демократичні цінності та їх вплив на розбудову громадянського суспільства в країнах Європи. Віче. 2015. № 2. С. 3-7.
  3. Фукуяма Ф. Витоки політичного порядку. Від прадавніх часів до Французької революції. Пер. з англ. Р. Корнута. К.: Наш формат, 2018.

© 2021 СумДУ
created with Lectur'EDbeta